О ТИПОЛОГИЯХ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.

О.А. Жученко.

ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

 

«Что такое личность, каждый знает, но никто не может сказать», -  изрек Burnham. В психологии существует более 50 определений личности, но наиболее перспективной оказывается позиция, с точки зрения которой дефиниция личности учитывает как акцентирование индивидуальных различий, так и организацию отдельных частей в единое интегральное целое.

При исследовании личности построение типологии – средство выявления многообразия личностных конструктов. Применение типологизации в научном познании становится особо актуальным, когда необходимо сконструировать нечто общее. Целью типологического подхода является вычленение подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств. Типологический подход позволяет выявить несколько независимо существующих разных структур изучаемых процессов и явлений.  Впоследствии анализируются внутренняя взаимосвязь этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей (Баранов А.А., 2002).  В качестве предмета изучения  при типологическом подходе выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов. Согласно К.А. Абульхановой-Славской (1990), суть типологического подхода к личности полностью может быть раскрыта при учете ее функционирования в жизнедеятельности. Таким образом, типологический подход позволяет более глубоко проникнуть в природу изучаемого явления. При этом изучение типов, в первую очередь, связано с прогностичностью поведения людей в медицине и педагогике. С одной стороны, отнесение человеку к типу помогает понять его особенности. С другой стороны, «приклеивание ярлыков» может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре (Либин А.В., 2004).

Необходимо указать, что понятию «тип» придается разное значение. Придя в русский язык из греческого (образец, форма, отпечаток), оно используется (Баранов А.А., 2002; Либин А.В., 2004):

§          в технических дисциплинах – как образец, стандарт, допускающий отклонение (прилагательное – типовой);

§          в искусстве – как наиболее характерное явление, с наибольшей полнотой выражающее сущность (прилагательное – типичный, типический);

§          в гуманитарных науках – как прообраз, основная форма, допускающая отклонения (прилагательное – типологический). В частности, в психологии тип обозначает как определенные комплексы свойств, так и характерный образец, картину поведения.

Набор дискретных категорий, позволяющих проводить разделение людей на группы, называют типологией (Либин А.В., 2004). Ее отличительными особенностями являются четкое структурное основание и идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность типов.  При создании типологии и выработке понятия «тип» в науке задействуются  мыслительные операции и приемы: сравнение, анализ, синтез, различные виды абстрагирования и т.д., что относит типологию к сложным методам научного познания. «Применение конкретных познавательных операций и их комплексное использование определяется целым рядом условий: характером изначального материала, целями и задачами создаваемого «типа», рамками теоретико-методологической базы построения исследования и т.п.» (Баранов А.А., 2002, с. 209).

В.А. Ядов (Баранов А.А., 2002) выделил виды типологизации:

                                 I.        Эмпирический монотетический. Основа данной типологизации – выделение предварительных признаков, описывающих каждый выделяемый тип. При этом изучаемый объект (индивид) приписывается  к конкретному типу в том случае, если он полностью тождественен всем другим объектам данного типа, т.е. является полной их копией. Количество получаемых типов ограничивается числом градаций признаков и их возможных комбинаций. При выделении типов берется один признак или комбинация некоторого достаточно ограниченного количества признаков.

                              II.        Эмпирический политетический: разбиение множества исследуемых объектов с дальнейшим их объединением на внутренне однородные типы (группы). Основа данного вида – систематизация и обобщение широких массивов эмпирических данных, не имеющих еще до этого достаточно четких научных объяснений. Количество типов и их свойств изначально не определено. Данный способ типологизации используется в психологии, способствуя созданию теоретических и концептуальных положений и конструкций.

                           III.        Теоретический монотетический: вся типологизация используется полностью, как единая система знаний. Количество типов и их характеристик заранее известно.

                          IV.        Теоретический политетический. Данный способ типологизации обеспечивает проверку на состоятельность и обоснованность существующих теорий и концепций. Количество типов и их характеристик заранее известно. Исследователь акцентирует свое внимание на результатах теоретического анализа.

Касаясь исторического аспекта, следует указать, что системное познание человеческой индивидуальности началось с типологии темпераментов Гиппократа – Галлена. Большинство теорий того времени были физиологическими, а психологическим в них было описание свойств темперамента и заложенные Кантом принципы классификации типов. Наиболее распространенной до недавнего времени в психологии была концепция конституциональных типов Шелдона - Кречмера: субъект  классифицируется по семибалльной шкале и относится к какому-либо типу. Согласно данной концепции, каждому соматотипу соответствуют определенные психодинамические свойства. У. Шелдон и Э. Кречмер выделили «темпераментальные» конституциональные факторы, основные характеристики которых впоследствии изучали отечественные исследователи, в частности В.М. Русалов.

Работы И.П. Павлова и его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (или типов высшей нервной деятельности) у животных и человека относят к началу создания научной базы для разработки типологической проблематики в психологии. Последующие многочисленные исследования обогатили его теорию. На основе соотношения сигнальных систем были выделены первосигнальный тип («художественный»), второсигнальный тип («мыслительный») и смешанный тип, или сбалансированный.

А.В. Либин (2004) считает, что к одной из удачных и известных попыток разбиения людей на типы относится типология К. Юнга по признаку «экстраверсия – интроверсия». Нейротизм и психотизм Г. Айзенка включаются во многие личностные модели (например, в типологию А. Миллера, образованную когнитивным, конативным и аффективным измерениями).

Среди многофакторных теорий личности хотелось бы остановиться на концепции Рэймонда Кеттелла, которую относят к наиболее комплексной системе воззрений в современной персонологии. Кеттелл является представителем диспозиционального направления изучения личности. Основу этого блока типологий составляют две идеи (Хьелл Л., Зиглер Д., 1999):

-        Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в разных ситуациях (т.е. черт личности). Другими словами, люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий, жизненного опыта. Суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, принадлежащими им и неотъемлемых от них.

-        Нет двух людей, похожих друг на друга, поэтому необходимо рассматривать проблему различий между индивидуумами.

С точки зрения Кеттелла (Либин А.В., 2004), базовое измерение личности можно открыть в результате обработки данных, полученных путем измерения разных черт у большого количества людей. Под чертами личности понимается относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время (Хьелл Л., Зиглер Д., 1999). Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Структура личности по Кеттеллу образована 16 исходными чертами. Автор концепции выделяет первичные (исходные) и вторичные (поверхностные) черты личности. Поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, поэтому не значимы для объяснения поведения. Исходные же черты – объединенные величины или факторы - определяют структуру личности.   Они делятся на конституциональные, имеющие генетическую обусловленность, и характерологические, развивающиеся под влиянием опыта и обучения. Кроме этого, Р. Кеттелл различает (Либин А.В., 2004):

§        Темпераментальные черты, детерминирующие стиль индивидуального реагирования (эмоциональная реактивность, скорость и энергия реакций личности на средовую стимуляцию).

§        Черты – способности, определяющие умения человека и эффективность в достижении желаемой цели.

§        «Динамические черты, относящиеся к движущим силам реакций и образующие два класса признаков – эрги, врожденные черты, мотивирующие поведение субъекта (направленность на «борьбу», «стадное чувство», автономия), и «сентименты», формирующиеся под влиянием социокультурных норм; а также аттитюды, являющиеся проявлением интереса к чему-либо» (с.216). Эти черты направляют субъекта к конкретным целям.

Следует отметить также общие (присутствующие в различной степени  у всех представителей одной культуры) и уникальные (имеющиеся у немногих или вообще у кого-нибудь одного) черты. Все выше перечисленные черты взаимодействуют, образуя систему. Ее содержание зависит от конкретного анализа человеческого поведения. Причем сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна.

Исходя из выше сказанного, построение типологий предполагает наличие некоторых общих теоретических предпосылок и зависит от той области научных знаний, в которой происходит их формирование. Из всех типологий личности в психологии мы чуть более подробно остановились на концепции Р. Кеттелла, считающейся одной из наиболее комплексных.

 


Литература:

1.     Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990. – С. 18 – 25.

2.     Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. – М.: АСТ; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», - 2002. – 423 с.

3.     Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004. – 527 с.

4.     Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 1999. – 608 с.

 

 

Hosted by uCoz