ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ.

О.А. Жученко.

ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

Состояние психической напряженности возникает от необходимости  ориентироваться в значимых для субъекта условиях. Н.И. Наенко (1976) определяет психическую напряженность  как “психические состояния в сложных условиях вообще, независимо от вызываемых ими эффектов” (с.8). Характер влияния психической напряженности на деятельность определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, ее мотивацией и т.д. В.А. Бодров и В.Я. Орлов (1998) уточняют, что реакция активации организма и личности зависит от характера экстремальных факторов, степени восприимчивости к ним организма конкретного человека и индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней. В состояниях напряженности поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных реакций. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценка. При этом есть данные, свидетельствующие, что под влиянием напряженности у некоторых лиц показатели деятельности могут и улучшаться, и оставаться неизменными по сравнению с обычными условиями. “Нервно-психическое напряжение, связанное с понижением функционального уровня деятельности, некоторые авторы называют “напряжением (стрессом) кролика”. Напряжение, связанное с повышением функционального уровня деятельности, - напряжением (стрессом) льва” (Наенко Н.И., 1976, с.78).  

Степени выраженности нервно-психического напряжения (по Немчину Т.А., 1983):

                         I.        Напряжение условно. Состояние покоя, своеобразной невключенности субъекта в деятельности для достижения цели.

                      II.        Мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъема морально-психических, душевных и физических сил. Отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Эффективность и продуктивность деятельности высокие. Возрастает эффективность основных свойств внимания, увеличивается объем кратковременной памяти, способность к долговременному вербальному сохранению информации остается либо прежней, либо имеет тенденцию к снижению. Увеличивается продуктивность логического мышления. Наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом. Для этой степени характерен «целый комплекс энергетических сдвигов, которые, в сущности, направлены на повышение энергообеспеченности организма, т.е. на создание более мощной и более надежной энергетической базы для обеспечения благоприятных условий деятельности организма в экстремальной ситуации» (с. 120).

                   III.        Дезорганизация психической деятельности, отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках, серьезные отклонения в ряде энергетических показателей и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта.

Кроме того, Наенко (1976) разделяет психическую напряженность на операционную и эмоциональную.

Операционная напряженность – результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности, характеризуется доминированием процессуального мотива.

Эмоциональная напряженность – характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания. Отношение человека к выполняемой задаче всегда эмоционально насыщенно, но при  эмоциональной напряженности эмоциональные переживания сильнее выражены. Особенности этих видов напряженности и их влияние на личность представлены в таблице 1.

Табл.1. Виды напряженности: особенности и влияние на личность (по Наенко Н.И., 1976).

Критерий

Операционная напряженность

Эмоциональная  напряженность

Отличительная психологическая особенность (соотношение мотива и цели деятельности)

Слитность мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель

Несовпадение, резкое разведение цели и мотива деятельности, что порождает расхождение между объективным значением деятельности и ее личностным смыслом для испытуемого

Активная переработка информации

Способствует устойчивости и сохранности процессов

Процессы могут приобретать ригидные черты

Влияние на деятельность

Мобилизующее влияние, оптимальный уровень исполнения

Как положительный, так и отрицательный эффект, вплоть до дезорганизации деятельности. Понижение надежности в работе.

Устойчивость поведения, проявление навыков самоконтроля

Сохранение уверенности в своих силах, отсутствие нервозности; адекватное отношение к ошибкам и стремление исправить их

Раздражительность, нетерпеливость; признавая неуспех, стремление объяснить его «внешними» причинами

Одной из ситуаций, вызывающих психическую напряженность, является сдача экзамена. Она оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной. При этом «в период ожидания экзамена ведущим компонентом при формировании симптомокомплекса напряжения выступает эмоциональный, а во время самой работы активизируется другой – оперативный компонент» (Немчин Т.А., 1983, с.40). В то же время при переходе от стадии ожидания деятельности в сложных условиях к самой деятельности уровень мобилизованности адаптационной системы не снижается либо снижается незначительно. Интенсивность эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, то нарастает, то спадает, достигая кульминационной точки в момент получения билета и ознакомления с ним (в случае устной и письменной форм итогового контроля знаний). В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревожности. В основном после экзаменов активность снижается, хотя эмоциональная напряженность остается высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студенты испытывают радость, облегчение, расслабленность, пустоту, недовольство и т.п. (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., 1981). Экзаменационный стресс на первом экзамене может увеличиваться за счет попеременного переоценивания то положительного, то отрицательного исхода контроля знаний.  О.В. Овчинникова и Э.Ю. Пунг (1973) указывают, что переосмысление задачи, стоящей перед субъектом, переводит эмоциональную напряженность в операционную напряженность, что создает позитивную внутреннюю модель, соотносимую оптимальным характеристикам деятельности. В качестве общей закономерности динамики эмоциональной напряженности можно рассматривать неравномерность изменений в работе разных систем. Благодаря этой неравномерности обеспечивается своеобразные резервы организма, более широкие возможности перестройки работы различных систем, что создает благоприятные условия для адаптации человека в сложных ситуациях. В.Г. Айнштейн (1999) указывает, что  высокое умственное напряжение на экзамене, в чем-то сходное с ситуацией индивидуального мозгового штурма, может побудить студента (особенно сильного) выйти за пределы возможностей, характерных для спокойной обстановки.

Согласно исследованиям Ю.В. Щербатых (2000), экзаменационный стресс проявляется не только субъективно: в виде тревоги, страха, напряженности, раздражительности, беспокойства, - но и объективно:  33% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменом, 31% отмечает расстройство сна, у 20% отмечается неуправляемая мышечная дрожь, 8% говорят о неприятных ощущениях в груди, 4% жалуются на головную боль.  «Физиологи подтверждают, что у значительной части студентов перед экзаменом учащается пульс, в среднем с 79 ударов в нормальном состоянии до 98 ударов в минуту; сердечное систолическое артериальное давление вырастает со 114 до 129 мм рт.ст. При этом среди студентов существует «группа риска», у которой процедура экзаменов смещает основные жизненные показатели вплотную к черте, отделяющей норму от патологии. Примерно у 4% обследованных пульс перед экзаменом достигает 120-150 ударов в минуту, а систолическое артериальное давление – 150-180 мм рт. ст., что свидетельствует о выраженной реакции таких студентов на экзаменационный стресс» (Лапко Т.М.). Как указывает Ю.В. Щербатых (2000), у студентов перед экзаменом увеличивается минутный объем крови, а дыхание становится глубоким и редким. Во время экзамена происходит значительное снижение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Вместе с зачетной неделей продолжительность учебной сессии составляет 1 месяц, а иногда и более, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушение сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления, повышенную утомляемость и т.п. (Лапко Т.М.; Школа и психическое здоровье учащихся, 1988; Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю., 1973). После сдачи экзамена обычно требуется несколько дней, чтобы артериальное давление вернулось к норме. В последние годы доказано, что экзаменационный стресс в сочетании с чрезмерным употреблением кофеина приводит к стойкому повышению артериального давления. При этом недостаточно развитая способность центральной нервной системы к торможению при экзаменационном стрессе способствует развитию тревожных ожиданий. Ю.В. Щербатых и А.В. Фаустов обнаружили, что чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, а преподавателям труднее правильнее оценить их знания.

Таким образом, психическая напряженность у студентов на экзамене выражается как психологически, так и физиологически. При этом эмоциональная напряженность может переходить в операционную, способствуя проявлению компетентности студентов. В противном случае возможна дезорганизация деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 288 с.

2.     Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.

3.     Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112 с.

4.     Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1983. – 167 с.

5.     Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена. // Психологические исследования. Вып. 4 / под ред. Леонтьева А.Н. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – С. 49 – 57.

6.     Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. Громбаха С.М. – М.: Медицина, 1988. – 272 с.

7.     Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. – Воронеж: ООО Студия «ИАН», 2000. – 168 с. 

8.     Айнштейн В.Г. Экзаменуемые и экзаменаторы. // Высшее образование в России, 1999, #3. – С. 34 – 42.

9.     Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности. // Психологический журнал. Т. 12. -  1991, # 1.  – С. 66 – 75.

10. Лапко Т.М. Экзамен: психологический аспект. – www.mgppu.ru

11. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья. // no-stress.ru/cgi-bin/page.pl?id=45

 

 

Hosted by uCoz