ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ.
О.А. Жученко.
ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».
Состояние
психической напряженности возникает от необходимости ориентироваться в значимых для субъекта условиях. Н.И. Наенко
(1976) определяет психическую напряженность как “психические состояния в сложных условиях вообще, независимо
от вызываемых ими эффектов” (с.8). Характер влияния психической напряженности
на деятельность определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности,
ее мотивацией и т.д. В.А. Бодров и В.Я. Орлов (1998) уточняют, что реакция
активации организма и личности зависит от характера экстремальных факторов,
степени восприимчивости к ним организма конкретного человека и индивидуальных
особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней. В
состояниях напряженности поведение в значительной мере характеризуется
преобладанием стереотипных ответов, неадекватных реакций. В первую очередь
страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее планирование и оценка.
При этом есть данные, свидетельствующие, что под влиянием напряженности у
некоторых лиц показатели деятельности могут и улучшаться, и оставаться
неизменными по сравнению с обычными условиями. “Нервно-психическое напряжение,
связанное с понижением функционального уровня деятельности, некоторые авторы
называют “напряжением (стрессом) кролика”. Напряжение, связанное с повышением
функционального уровня деятельности, - напряжением (стрессом) льва” (Наенко
Н.И., 1976, с.78).
Степени выраженности нервно-психического напряжения (по Немчину Т.А., 1983):
I.
Напряжение условно.
Состояние покоя, своеобразной невключенности субъекта в деятельности для
достижения цели.
II.
Мобилизация психической
деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство
общего подъема морально-психических, душевных и физических сил. Отдельные
неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем маскируются,
заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном,
приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться
высоких результатов при достижении цели. Эффективность и продуктивность
деятельности высокие. Возрастает эффективность основных свойств внимания,
увеличивается объем кратковременной памяти, способность к долговременному
вербальному сохранению информации остается либо прежней, либо имеет тенденцию к
снижению. Увеличивается продуктивность логического мышления. Наблюдается
повышение эффективности когнитивной деятельности в целом. Для этой степени
характерен «целый комплекс энергетических сдвигов, которые, в сущности,
направлены на повышение энергообеспеченности организма, т.е. на создание более
мощной и более надежной энергетической базы для обеспечения благоприятных
условий деятельности организма в экстремальной ситуации» (с. 120).
III.
Дезорганизация
психической деятельности, отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в
нейродинамических характеристиках, серьезные отклонения в ряде энергетических
показателей и ярко проявленное чувство общего физического и психического
дискомфорта.
Кроме того, Наенко (1976) разделяет психическую напряженность на операционную и эмоциональную.
Операционная напряженность – результат относительно нейтрального подхода
испытуемого к процессу деятельности, характеризуется доминированием
процессуального мотива.
Эмоциональная
напряженность – характеризуется
интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным,
эмоциональным отношением человека к условиям ее протекания. Отношение человека
к выполняемой задаче всегда эмоционально насыщенно, но при эмоциональной напряженности эмоциональные
переживания сильнее выражены. Особенности этих видов напряженности и их влияние
на личность представлены в таблице 1.
Табл.1. Виды
напряженности: особенности и влияние на личность (по Наенко Н.И., 1976).
Критерий
|
Операционная напряженность |
Эмоциональная напряженность
|
Отличительная психологическая особенность
(соотношение мотива и цели деятельности)
|
Слитность мотива и цели деятельности, сдвинутость
мотива на цель |
Несовпадение, резкое разведение цели и
мотива деятельности, что порождает расхождение между объективным значением
деятельности и ее личностным смыслом для испытуемого
|
Активная переработка информации |
Способствует устойчивости и сохранности процессов |
Процессы могут приобретать ригидные черты |
Влияние на деятельность |
Мобилизующее влияние, оптимальный уровень исполнения |
Как положительный, так и отрицательный эффект,
вплоть до дезорганизации деятельности. Понижение надежности в работе. |
Устойчивость поведения, проявление навыков
самоконтроля |
Сохранение уверенности в своих силах, отсутствие
нервозности; адекватное отношение к ошибкам и стремление исправить их |
Раздражительность, нетерпеливость; признавая
неуспех, стремление объяснить его «внешними» причинами |
Одной из ситуаций, вызывающих
психическую напряженность, является сдача экзамена. Она оценивается как трудная
и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной.
При этом «в период ожидания экзамена ведущим компонентом при формировании
симптомокомплекса напряжения выступает эмоциональный, а во время самой работы
активизируется другой – оперативный компонент» (Немчин Т.А., 1983, с.40). В то
же время при переходе от стадии ожидания деятельности в сложных условиях к
самой деятельности уровень мобилизованности адаптационной системы не снижается
либо снижается незначительно. Интенсивность эмоциональных состояний, связанных
с экзаменом, то нарастает, то спадает, достигая кульминационной точки в момент
получения билета и ознакомления с ним (в случае устной и письменной форм
итогового контроля знаний). В период подготовки к ответу ярких эмоциональных
реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за
исключением изменения цвета лица, некоторой тревожности. В основном после
экзаменов активность снижается, хотя эмоциональная напряженность остается
высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей
личности и отношения к оценке студенты испытывают радость, облегчение,
расслабленность, пустоту, недовольство и т.п. (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.,
1981). Экзаменационный стресс на первом экзамене может увеличиваться за счет
попеременного переоценивания то положительного, то отрицательного исхода
контроля знаний. О.В. Овчинникова и
Э.Ю. Пунг (1973) указывают, что переосмысление задачи, стоящей перед субъектом,
переводит эмоциональную напряженность в операционную напряженность, что создает
позитивную внутреннюю модель, соотносимую оптимальным характеристикам
деятельности. В качестве общей закономерности динамики эмоциональной
напряженности можно рассматривать неравномерность изменений в работе разных
систем. Благодаря этой неравномерности обеспечивается своеобразные резервы
организма, более широкие возможности перестройки работы различных систем, что
создает благоприятные условия для адаптации человека в сложных ситуациях. В.Г.
Айнштейн (1999) указывает, что высокое
умственное напряжение на экзамене, в чем-то сходное с ситуацией индивидуального
мозгового штурма, может побудить студента (особенно сильного) выйти за пределы
возможностей, характерных для спокойной обстановки.
Согласно исследованиям Ю.В. Щербатых (2000), экзаменационный стресс проявляется не только субъективно: в виде тревоги, страха, напряженности, раздражительности, беспокойства, - но и объективно: 33% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменом, 31% отмечает расстройство сна, у 20% отмечается неуправляемая мышечная дрожь, 8% говорят о неприятных ощущениях в груди, 4% жалуются на головную боль. «Физиологи подтверждают, что у значительной части студентов перед экзаменом учащается пульс, в среднем с 79 ударов в нормальном состоянии до 98 ударов в минуту; сердечное систолическое артериальное давление вырастает со 114 до 129 мм рт.ст. При этом среди студентов существует «группа риска», у которой процедура экзаменов смещает основные жизненные показатели вплотную к черте, отделяющей норму от патологии. Примерно у 4% обследованных пульс перед экзаменом достигает 120-150 ударов в минуту, а систолическое артериальное давление – 150-180 мм рт. ст., что свидетельствует о выраженной реакции таких студентов на экзаменационный стресс» (Лапко Т.М.). Как указывает Ю.В. Щербатых (2000), у студентов перед экзаменом увеличивается минутный объем крови, а дыхание становится глубоким и редким. Во время экзамена происходит значительное снижение активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Вместе с зачетной неделей продолжительность учебной сессии составляет 1 месяц, а иногда и более, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушение сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления, повышенную утомляемость и т.п. (Лапко Т.М.; Школа и психическое здоровье учащихся, 1988; Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю., 1973). После сдачи экзамена обычно требуется несколько дней, чтобы артериальное давление вернулось к норме. В последние годы доказано, что экзаменационный стресс в сочетании с чрезмерным употреблением кофеина приводит к стойкому повышению артериального давления. При этом недостаточно развитая способность центральной нервной системы к торможению при экзаменационном стрессе способствует развитию тревожных ожиданий. Ю.В. Щербатых и А.В. Фаустов обнаружили, что чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, а преподавателям труднее правильнее оценить их знания.
Таким образом, психическая напряженность у студентов на экзамене выражается как психологически, так и физиологически. При этом эмоциональная напряженность может переходить в операционную, способствуя проявлению компетентности студентов. В противном случае возможна дезорганизация деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Бодров В.А., Орлов В.Я.
Психология и надежность: человек в системах управления техникой. – М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 1998. – 288 с.
2.
Дьяченко М.И.,
Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
3.
Наенко Н.И. Психическая
напряженность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112 с.
4.
Немчин Т.А. Состояния
нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1983. – 167 с.
5.
Овчинникова О.В., Пунг
Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации
экзамена. // Психологические исследования. Вып. 4 / под ред. Леонтьева А.Н. –
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – С. 49 – 57.
6.
Школа и психическое
здоровье учащихся / под ред. Громбаха С.М. – М.: Медицина, 1988. – 272 с.
7.
Щербатых Ю.В.
Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. – Воронеж: ООО Студия
«ИАН», 2000. – 168 с.
8.
Айнштейн В.Г.
Экзаменуемые и экзаменаторы. // Высшее образование в России, 1999, #3. – С. 34
– 42.
9.
Махнач А.В. Компонентный
анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности. //
Психологический журнал. Т. 12. - 1991,
# 1. – С. 66 – 75.
10. Лапко Т.М. Экзамен: психологический аспект. – www.mgppu.ru
11. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня
экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья. //
no-stress.ru/cgi-bin/page.pl?id=45