ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Ольга Александровна Жученко,

ФГОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.



В рамках учебного процесса преподаватели стремятся соединить проверку усвоения теоретических основ науки с умением применять их на практике, используя для этого различные формы итогового контроля знаний студентов: беседа между преподавателем и студентом (так называемая традиционная форма экзамена), письменные ответы на вопросы, тестирование (компьютерный или письменный вариант), творческие работы, использование игровых технологий и т.д.. Остановимся на трех наиболее часто используемых формах экзамена: устная, письменная и тестирование.

Большинство преподавателей предпочитают устную форму экзамена, считая, что именно так можно полностью оценить понимание студентом материала с учетом индивидуальных особенностей экзаменуемых. Кроме того, беседа между преподавателем и студентом способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию связной речи. Последний аспект является очень важным, учитывая низкий уровень грамотности молодых людей на сегодняшний день. Как показывает практика, студентам технических специальностей сложнее выражать свои мысли по сравнению со студентами гуманитарных специальностей. В рамках традиционного экзамена есть возможность вывести студента за пределы курса, убедить его в своих возможностях, стимулируя тем самым дальнейшую работу.

С другой стороны, устное общение труднее для преподавателя как по временным затратам, так и по психологическому напряжению. На объективность оценки при такой форме контроля знаний может влиять ответ предыдущего студента, эффект воздействия речи экзаменуемого на преподавателя, личное отношение к студенту, сформированное во время семестра. Иначе говоря, личностные установки и стереотипы экзаменатора. Несовпадение времени проведения экзамена с часами умственной активности может провоцировать ошибки в ответе студента, мешать ему проявить полностью свою компетентность. Вследствие этого, оптимально экзамен начинать в 9.00, а заканчивать не позднее 13.30 – 14.00, что позволит студенту вечером восстановиться после экзаменационного стресса.

Второй по частоте использования формой итогового контроля знаний является письменные ответы на вопросы экзаменационного билета. При таком подходе субъективизм преподавателя проявляется в меньшей степени, экономится время экзаменатора и экзаменуемых. А письменный ответ является документом, позволяющий проверить обоснованность оценки и защищающий, в случае необходимости, от недобросовестности экзаменатора. Данная форма экзамена позволяет унифицировать подход к оценке: каждый вопрос у всего потока может проверять отдельный преподаватель.

В то же время практически невозможно проконтролировать умение студентов мотивированного использования ключевых законов и понятий, терминологии и формулировок для ответа на вопросы. Почти неизбежная взаимопомощь студентов может вести к искажению репрезентативности результатов, а трудозатраты, направленные на составление большого числа заданий, исключающих списывание, значительны. Также много времени занимает проверка заданий и оформление документации, что ведет к продолжению экзаменационного стресса у студентов и после сдачи экзамена. Вышеупомянутые сложности с выражением мыслей усиливаются при проведении письменного экзамена.

Многие высоко развитые страны применяют тестирование в качестве текущей и итоговой аттестации. В нашей стране оно используется больше в течение семестра. По форме предъявления педагогическое тестирование может быть бланковым (на бумажной основе) и компьютерным. Первый вариант наиболее выгоден экономически, в отличие от второго. Но распечатка, хранение, редактирование бланковых тестов должны осуществляться с помощью специализированных программных средств. Анализ информации при компьютерном варианте может быть затруднен из-за неправильной подачи материала. Несмотря на это, для работы на компьютере ни от студента, ни от преподавателя не требуется специальной подготовки. Компьютерный контроль знаний стандартизированный, унифицированный, одинаковый для всех по отношению к выбору вопросов, заданий и критериев оценки, имеет высокую педагогическую эффективность и надежность. Так называемое компьютерно-адаптивное тестирование, при котором каждому студенту предоставляется уникальный набор заданий, в развитых странах, особенно с использованием сети Интернет, приобретает чрезвычайно большое значение.

Что касается в целом тестирования, то тут можно добавить учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий. Данная форма позволяет в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений студентов благодаря дифференцированности шкалы тестовых баллов. При правильной организации проведения тестирования и применении методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых студентов к выполнению контрольных испытаний.

При этом лаконичность и завершенность заданий (особенно с вариантами ответа) при условии незнания ответа сводят действия студента к «игре в рулетку» и не создают предпосылок для развития аналитико-синтетического мышления. При этом всегда, по причине информационной узости тестового задания и ограниченности количества заданий в тесте, велика вероятность недостаточно полного охвата диагностируемых знаний и умений студента, не учитывается его уровень развития и динамика обучения.

Таким образом, каждой из вышеперечисленных основных форм итогового контроля знаний студентов свойственны свои плюсы и минусы. Однако, как показывает практика, все они имеют право на существование и эффективное использование при учете их недостатков.

Hosted by uCoz