Подготовка к изданию электронных методических указаний по психологии и педагогике.

О.А. Жученко

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.

 

Изучая психологию и педагогику, каждый студент, независимо от его будущей профессии, должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д. Таким образом, цель изучения психологии и педагогики студентом и цель преподавания сходятся  в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически [1]. Психологические знания нужны любому специалисту для «психологической грамотности», поскольку ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, обучать, руководить). Не менее важно и хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Иными словами, изучение студентами сельскохозяйственной академии психологии и педагогики способствует выработке умения самоанализа, навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми, грамотного выстраивания отношений в трудовом коллективе и семье. Кроме того, данный курс способствует преобразованию психики человека в интересах его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива и т.д.).

В век развития высоких технологий учебные заведения должны ориентироваться  на рынок потребителя, выпуская конкурентно-способных специалистов. Электронные методические указания, облегчая понимание материала студентом, в то же время являются шагом вперед в преподавании психологии и педагогики.

Материальная база – одна из необходимых составляющих обеспечения педагогической деятельности учебных заведений. Одним из компонентов материальной базы являются методические указания, в частности по психологии и педагогике. Научно-методическое обеспечение учебного процесса основывается на рабочей программе, которая определяет содержание лекций и практических занятий, объем учебного материала, количество и место контрольных мероприятий [4]. Переход на новый образовательный стандарт поставил перед коллективом кафедры философии ряд вопросов, требующих быстрого решения. Количество часов по дисциплине «Психология и педагогика» изменяется из года в год и варьируется на различных факультетах. Наряду с разработкой рабочих программ, преподаватели кафедры занимаются подготовкой методических указаний и учебно-методических пособий.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания. [3]

Методическое пособие предназначается для аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей. [3]

В процессе разработки экспериментальных электронных методических указаний я задалась вопросом, чем же все-таки отличается учебно-методическое пособие от методических указаний. Найти ответ, честно говоря, было сложно. Выяснилось, что ГОСТ не разграничивает четко учебно-методическое пособие и методические указания, но последние в смысловом отношении уже: указания могут быть и по какому-либо разделу учебной дисциплины. Кроме того, указания, как правило, -  внутривузовское издание, а учебно-методическое пособие может быть межвузовским и может быть представлено на гриф Федеральных органов

Методические указания составляются на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Электронный вид  - дискета. Текст – через 1,5 интервала, шрифт times New Roman, кегль 14. Поля слева и справа по 20 мм при числе страниц от 2 до 72 и 30 мм – при большем числе страниц. Сверху и снизу поля по 20 мм во всех случаях [3].

Методические указания являются программным документом как для студентов, так и для преподавателей академии [4].    

Цель методических указаний – помочь студентам научиться по теме (или по предварительно составленному плану) подбирать литературные источники, систематизировать и обобщать материал [1].

Методические указания должны раскрывать методику и приемы понимания средств педагогического воздействия на личность, закономерностей человеческого общения, принцип работы основных психических процессов личности. Методика усвоения учебного материала посредством понимания должна быть раскрыта в указаниях как система правил и приемов подхода для изучения личности, способов получения умений. «Если методические указания составлены логически и разумно, то их структурные элементы связаны между собой и являются продолжением один другого, что значительно облегчает студентам усвоение материала через понимание, а не простое запоминание». [2,139]

Документы, сопровождающие выполненную работу [4]:

¨    Рецензия специалиста в данной области (с другой кафедры). В случае представления работы на гриф Федеральных органов нужна вторая внешняя рецензия.

¨    Выписка – рекомендация методической комиссии факультета, с датой и номером протокола.

¨    Авторская справка (ответ), в которой автор указывает, с какими замечаниями согласен, с какими – нет, обосновав свою точку зрения.

Лекции и практические занятия являются методической основой, на которую опираются все части учебного процесса высшего учебного заведения. Лектор должен помочь студентам понять логику построения конкретного учебного материала, выделить главное, уяснить значение данной системы знаний, привить критическое отношение к ней. Лекция информирует и побуждает работать над учебным материалом. Вопросы лекции и выводы по ней должны давать основу для последующих утверждений [2]. Методические указания для проведения семинарских занятий дают направление работы над углублением знаний, получения умений (например, определять тип темперамента), предусмотренных учебной программой, а также проверки и подтверждения основных положений, закономерностей, которые характеризуют личность, ее внутренние процессы и взаимодействие с окружающими людьми.

Целенаправленная методическая работа, безусловно, дает положительный результат. В первую очередь необходимо методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, указания и т.д.) самостоятельной работы студентов [5]. Важна ее правильная оценка по сложности и связь с основными темами лекционных и аудиторных занятий. Предпочтительнее для самостоятельной работы давать менее сложные темы, увязанные с основными темами. Что касается литературы, то ее необходимо рекомендовать по темам: общую (главную) и дополнительную.

В рамках курса повышения квалификации мною составлены электронные методические указания по теме «Темперамент и характер» из дисциплины «Психология и педагогика» для студентов очной формы обучения. Данный проект, являясь экспериментальным, еще не применялся на практике.  Изучая опыт других вузов [6; 7], я встречала лишь электронные учебники, особенно помогающие при дистанционном обучении. Электронных методических указаний, как таковых, я не обнаружила, поэтому данный опыт – мое видение этого методического пособия.  

В данный проект входят:

-       цель изучения курса «Психология и педагогика»;

-       краткое содержание основных вопросов: связь темперамента и характера, из истории изучения темперамента, физиологические основы  и психологическая характеристика типов темперамента, определение и проявление характера, виды характера (по К.Г. Юнгу);

-       практические задания: вопросы на определение типа нервной системы, психологический автопортрет, упражнение «Мои достоинства», тест Г. Айзенка на определение типа темперамента;

-       вопросы для самостоятельного изучения;

-       рекомендуемая литература;

-       вопросы к зачету по  теме «Темперамент и характер». 

Кроме того, преподавателями нашей кафедры были выпущены методические указания по психологии и педагогике для студентов заочного отделения. Студенты успешно пользуются данным методическим пособием. Но в ходе работы выявлены его некоторые недостатки, которые будут учтены при создании новых методических указаний.

Изучение данной дисциплины опирается на знания, полученные учащимися в рамках школьного курса биологии. Знания, приобретенные студентами в процессе освоения курса, помогают в изучении таких дисциплин, как  «Психология управления», элективных курсов по философии («Культура и этика общения», «Психология семейных отношений», «Психология стресса»).

Многие студенты пятого года обучения дневного отделения говорят о том, что лучше изучать данную дисциплину на более ранних курсах, так как в рамках «Психологии и педагогики» даются рекомендации, которые могут помочь в процессе учебы (например, по тренировке характеристик внимания).

Предлагаемые студентам источники имеются в библиотеке академии, читальных залах, городских библиотеках, Интернете. При дальнейшем обучении приобретенные навыки позволят студентам выполнять курсовые и дипломные работы.

Составление методических указаний, планов контрольных работ требует высокой квалификации самого преподавателя. Поэтому преподаватель сам должен постоянно учиться и повышать свою квалификацию. И уже на стадии изготовления и подготовки учебных материалов преподаватель должен закладывать только присущие ему навыки педагогической работы и полностью проявить свою индивидуальность.  Подготовка и использование электронных методических указаний возможно при наличии в высшем учебном заведении компьютерной базы, доступной для студентов и преподавателей в свободном режиме. При этом электронные методические указания не должны исключать, на мой взгляд, работы с литературой в библиотеках.

Желающие непосредственно познакомиться с электронными методическими указаниями по теме «Темперамент и характер» в рамках курса «Психология и педагогика», могут найти их в Интернете: http://adlog.narod.ru/emu

 


ЛИТЕРАТУРА:

1.    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2001. – 304 с.

2.    Бобрусь И.С., Бакум Н.В. К структуре учебно-методических пособий по сельскохозяйственным машинам // Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы модернизации высшего профессионального образования» 15-16 мая 2003 г. Т.1. – Кострома: КГСХА, 2003. – С. 137 – 139.

3.    Дерендяева В.Д., Шутова Т.В. Временные требования по оформлению учебных и методических изданий: Учебно-методическое издание. – Ижевск, ИжГСХА, 2003. – 15 с.

4.    Методические указания для студентов 1 курса факультетов «МТ», «АМ». - Ижевск: Ротапринт, 1978. – 72 с.

5.    Фатеева И.М. О методической работе по лекционному курсу // Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы модернизации высшего профессионального образования» 15-16 мая 2003 г. Т.1. – Кострома: КГСХА, 2003. – С. 194 – 195.

6.    Сайт Открытого аграрного университета:  www.oau.edu.ru

7.    Сайт Красноярского Государственного аграрного университета: www.kgau.krasedu.ru 

Hosted by uCoz