Психологический стресс: к проблеме
определения.
О.А. Жученко.
Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия.
Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях
психологи пользуются различными понятиями, среди которых чаще всего встречается
«стресс».
Стресс в большей степени – продукт наших когнитивных процессов, образа
мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени обученности
способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору [1]. И в этом
заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления
стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для
другого.
Исследователей все больше интересуют
особенности проявления стрессовых состояний на психологическом уровне:
анализируются характерные перестройки в мотивационной структуре деятельности,
роль эмоциональных регуляторов поведения, устойчивость различных когнитивных
функций, обеспечивающих эффективность переработки информации, индивидуальные
приемы компенсации и преодоления трудностей [5].
Р.Лазарус, изучив стресс с позиции физиологического, психологического и
поведенческого уровней, пришел к выводу, что физиологический стресс – это непосредственная
реакция организма, сопровождающаяся “выраженными физиологическими сдвигами, на
воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической
природы” [6,202]. Иначе говоря, при
физиологическом стрессе реакции высокостереотипны, при психологическом же -
реакции индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны [1]. Так, на угрозу один человек реагирует
гневом, а другой – страхом. Значение индивидуальной предрасположенности
уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или
антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях
посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое
событие [8].
У В.А.Бодрова можно встретить
следующее определение: психологический стресс – своеобразная форма
отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится
[1]. Специфика психического отражения
обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость,
интенсивность, длительность протекания и т.д.) в значительной степени
определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается
содержанием мотивов деятельности. В процессе деятельности мотивы «наполняются»
эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые
играют особую роль в возникновении и протекании состояния психической
напряженности.
Лазарус и Фолкман считают, что психологический
стресс – это значимые для благополучия личности взаимоотношения со средой,
которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в
ряде случаев могут их превышать [3]. Характер и интенсивность стрессовой
ситуации определяется, в основном, “степенью расхождения между требованиями,
которые предъявляет конкретная деятельность к личности, и теми потенциями,
которыми обладает субъект” [6,202].
Круг стрессоров, существенных для развития психологического стресса,
весьма широк. «В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу
психологической переработки их воздействия), психические стрессоры, имеющие
индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с
прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.
Уже то обстоятельство, что стресс возникает при взаимодействии субъекта с
широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно
варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические
ситуации», исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость
психологического стресса от характеристик среды [6,10].
В литературе указывается, что
психологические стрессы можно разделить на информационные и эмоциональные. «Информационный
стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек,
несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не
справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в
требуемом темпе. Яркие примеры информационных стрессов дает работа операторов
технических систем управления» [7,3]. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, угрожающих физической
безопасности человека (войны, преступления, аварии, катастрофы, тяжелые болезни
и т.п.), его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным
отношениям (потеря работы, средств существования, семейные проблемы и т.п.)
[8]. Эмоциональный стресс проявляется
в двух обличиях. Как кратковременная вспышка эмоций, под внешним
проявлением которых скрываются сложные физиологические, биохимические процессы.
И как длительное напряжение
со сложными изменениями поведения, мышления, взглядов на жизнь
и т. п.
Применительно к психологическому стрессу степень вредности или
неблагоприятности стимула также зависит от характера структуры личности.
Вредность стимула, создающего психологическую стрессовую реакцию,
воспринимается символически в виде совокупности представлений о событии с
неблагоприятным исходом, последствиями. Иногда оно формируется в психический
образ будущего события с нежелательным исходом и в этом случае вредность
стимула как бы предвидится [2]. Человек
переживает неблагоприятную ситуацию еще до того, когда она возникает на самом
деле, готовится к встрече с поражением, неудачей. Прогнозируемая отрицательная
эмоция может оказаться сильнее реальной
– этому способствует суммация и накопление слабых эмоций [4]. Стрессовая
реакция опосредована оценкой угрозы, которая представляет собой предвосхищение
человеком возможности опасных последствий воздействующей на него ситуации.
Процесс оценки включает восприятие, память, мышление, элементы прошлого опыта
субъекта, его обучение и т.п. [1]. Другими словами, с психологической точки
зрения стресс связан с познанием, эмоциями и действием.
Форма ответа на стрессогенное
воздействие вырабатывается индивидом по мере того, как он продолжает
взаимодействовать с ситуацией через процессы идентификации и оценки сигналов,
выработки стратегии поведения и т.д. – личностная реакция в этом процессе
является определяющей. При менее интенсивном и медленном воздействии экзогенных
факторов роль личностной реакции проявляется более отчетливо. Временная
последовательность появлений различных физиологических и биологических реакций
в большей мере обусловлена индивидуальными особенностями субъекта.
Модальность
эмоционально-психического восприятия стимула (или ситуации) в качестве промежуточной
переменной преобразует огромное разнообразие индивидуальных характеристик
стресс-воздействий в процесс, проявляющийся определенными психологическими,
физиологическими и поведенческими параметрами.
Оценка стимула, воздействия, ситуации, психологическая оценка
негативного, аверсивного (отвергаемого) сигнала при невозможности избавления от
него или неподготовленности стереотипизированных механизмов «избегания -
защиты» является определяющим фактором для классификации последующей
комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой [2].
Не само по себе по себе воздействие
как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к
этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на
неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и других точек
зрения индивида. Если личность не признает стимул вредоносным, будучи
таковым объективным, он не является стрессором. [2] Не внешние, а
внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для
характера ответного реагирования организма.
В проблемной ситуации человек может
демонстрировать 2 типа поведения по ее преодолению: поведение, сосредоточенное
на проблеме, и поведение, сосредоточенное на субъективных переживаниях личности
[3].
Важно отметить, что личностные
когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения
для конкретного субъекта. Различия в восприятии ситуации как стрессовой или
нормальной могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии либо психическом
статусе субъекта.
В развитии
психологического стресса ведущее значение имеют отрицательные эмоциональные
состояния, перенапряжения, обусловленные отрицательными эмоциями, конфликтными
ситуациями.
Таким образом, процесс преодоления
стрессора предполагает как непосредственно действия субъекта, так и когнитивную
работу, включающую разного рода интерпретации, эмоции и оценки сложности
задачи, внутренних ресурсов субъекта, вероятности успеха. «Этот тип когнитивной
работы Фишер называет «работой неудовлетворенности» и рассматривает как
средство создания оптимистичной, ориентированной на успех установки, которая
является основой контроля и эффективного управления стрессом» [3,459].
Литература:
1.
Бодров
В.А., Орлов В.Л. Психология и надежность: человек в системах управления
техникой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 288 с.
2.
Бодров
В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса //
Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – С. 135 – 157.
3.
Борневассер
М. Стресс в условиях труда // Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.:
Питер, 2000. – С. 195 – 214.
4.
Гиссен
Л.Д. Время стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192 с.
5.
Леонова
А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Моск. университета,
1993. – 123 с.
6.
Лазарус
Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс.
– Л.: Лениздат, 1970. – С. 178 – 208.
7.
Психология
экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А.Е. – Мн.: Харвест, М.: АСТ,
2000. – 480 с.
8.
Соколова
Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления,
психотерапия.
// MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25.