Методы управления стрессом.
О. А. Жученко.
Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия.
Каждый
человек испытывал его, все говорят о нем, и даже исследователи не могут прийти
к единой точке зрения. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с
административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с
выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью
родственника. Бизнесмен, испытывающий давление со стороны клиентов и служащих;
спортсмен, безумно жаждущий победы; диспетчер аэропорта, который знает, что
минутное ослабление внимания – это сотни погибших; муж, беспомощно наблюдающий,
как его жена умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы
различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует
стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых –
справиться с возросшими требованиями к
человеку.
Основоположником теории стресса
считают канадского физиолога Ганса Селье. По его мнению, самые различные
неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами,
инъекция адреналина и многие другие -
вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название «общий
адаптационный синдром». «Каждое
лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные усиливают
выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление,
одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает
содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они
вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке.
Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности,
какой бы она ни была» [6,9]. С точки зрения стрессовой реакции не имеет
значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности
в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее
единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много
лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату
целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические
результаты 2 событий – горе и радость – совершенно различны, даже
противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование
приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Неспецифические
требования, предъявляемые воздействием как таковым, - и есть сущность стресса.
В психологической литературе
встречается множество определений понятия «стресс». Я остановлюсь на
формулировке, которую предлагают В.Л.Марищук с В.И.Евдокимовым. «Стресс
представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое
широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо
экстремального воздействия» [3,52].
Чем не является стресс?
ü
Стресс
– это не просто нервное напряжение. Многие люди «склонны отождествлять биологический
стресс с нервной перегрузкой или
сильным эмоциональным возбуждением. У человека с его высоко развитой нервной
системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор. Но
стрессовые реакции присущи и низшим животным,
вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так
называемый стресс наркоза – хорошо известно явление в хирургии, и многие
исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения
сознания». [6,10].
ü
Стресс
не всегда результат повреждения. Как уже отмечалось
выше, несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект
зависит от требований к приспособительной способности организма. Любая
нормальная деятельность – игра в
шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не
причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».
Дистресс всегда неприятен. Дистресс может разрушить человека, резко снизить
эффективность его работы и качество жизни. При дистрессе сопротивляемость
организма снижается.
Эвстресс – конструктивный стресс – способствует повышению жизненной энергии,
разрядке накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, улучшает
взаимопонимание между ними и помогает решить проблему, возникшую в жизни или на
работе.
ü
Стресса
не следует избегать. «В разговорной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс»,
обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как
выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура,
т.е. жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни». [6,12].
Независимо от того, чем занят человек или что с ним происходит, всегда есть
потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления
к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Селье утверждает, что даже
в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс.
Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник – переваривать вчерашний ужин, а
дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью
отдыхает в периоды сновидения. Парадоксально, но факт: чем больше человек
старается жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени
стресс разрушает его. Это случается
из-за того, что вместо накапливания опыта по самоуправлению собой в стрессе, он
«убегает» от него.
ü
Полная свобода от стресса означает смерть.
Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Селье считает,
уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда
не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное или неприятное эмоциональное
возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не
обязательно дистресса). Каждая личность может использовать стресс и
наслаждаться им, если лучше узнает его механизм.
Рассматривая сущность стресса,
нельзя не коснуться понятия стрессоустойчивости как необходимой
характеристики целостного процесса адаптации. Психологами предлагается ряд
определений [1;4;5].
·
Стрессоустойчивость
(СУ) – как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов
деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов].
·
Б.Х.Варданян
понимает стрессоустойчивость “как свойство личности, обеспечивающее
гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в
эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению
деятельности”. [1,13]
·
Интегративным
свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых,
интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности
индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в
сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман.
·
“СУ –
это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической
взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что
обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы
и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных
условиях жизнедеятельности и деятельности [1,14].
·
“интегративное
свойство человека, которое
a)
характеризуется
необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов
среды и профессиональной деятельности;
b)
детерминируется
уровнем активации ресурсов организма и психики индивида;
c)
проявляется
в показателях его функционального состояния и работоспособности”. [4,32]
Тогда можно выделить, что для
механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности:
·
мотивации
и намерений;
·
функциональных
и оперативных ресурсов;
·
личностных
черт и когнитивных возможностей;
·
эмоционально-волевой
реактивности;
·
профессиональной
подготовленности и работоспособности.
Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с
одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны,
обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости
способствует психическая саморегуляция.
«Психическая саморегуляция – это
метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным
управлением психическими, психофизиологическими процессами». [3,135]. Одним из
достоинств этого метода – доступность каждому
и отсутствие необходимости специального оборудования. Так, В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают
следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием
человека [3].
Методы оперативного управления.
1.
методы
психической регуляции
a)
аутогенная
тренировка
b)
специальные
приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность
c)
самоконтроль
– саморегуляция
d)
музыкальное
кондиционирование
e)
аромофитоэргономика
2.
методы
психофизиологической регуляции
a)
физические
упражнения в период профессиональной деятельности
b)
массаж
c)
рефлексотерапия
(точечный массаж, иглоукалывание)
d)
термовосстановительные
процедуры (сауны, бани)
e)
электрофизиологические
методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон)
Методы
программного управления.
1.
физиолого-гигиенические
методы
a)
организация
рационального режима отдыха, труда и питания
b)
активный
отдых
c)
закаливание
d)
регуляция
среды профессиональной деятельности
2.
фармакологические
средства
a)
стимуляторы
центральной нервной системы
b)
транквилизаторы
c)
витамины
d)
адаптагены
e)
ноотропы
Другие исследователи [2] в
управлении стрессом выделяют, прежде всего, релаксацию и дыхание. Стресс
вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами.
Поведение, поза и движение отражают чувства, отношения и настроения и влияют на
них (обратное тоже верно). Чем напряженнее мышцы, тем больший стресс ощущает человек и наоборот: чем сильнее
стресс, тем больше напряжены мышцы. Таким образом, движение и поза могут
выражать внутренне состояние и его изменения. «Приняв себя, человек легче
воспринимает других людей. Он чувствует себя лучше, получив возможность любить
тех, кто его окружает, а не выискивать в них только плохое. Этот мир становится
для него радостнее» [2,125].
Для жизнедеятельности человека
необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы
могут приводить к устойчивости организма. Для управления своим
психофизиологическим состоянием человек может использовать как методы
психической, психофизиологической регуляции, так и физиолого-гигиенические
методы и фармакологические средства. Но лишь расслабляя тело и регулируя дыхание, человек уже с детства
способен управлять стрессом.
Литература:
1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и
мастерство педагога. – Ижевск, 1997. - 108с.
2. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс.
– Л., 1983. – 283с.
3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И.
Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001. – 260с.
4. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости
человека-оператора // Психологический журнал.– т.21. 2000, №4. – С.32-40
5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //Очерки психологии труда
оператора. - М., 1974. - С.138-172.
6. Селье Г. Стресс жизни // Психология
экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Мн., М., 2000. – С. 6-39.