Методы управления стрессом.

О. А. Жученко.

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия.

 

Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, и даже исследователи не могут прийти к единой точке зрения. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Бизнесмен, испытывающий давление со стороны клиентов и служащих; спортсмен, безумно жаждущий победы; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших; муж, беспомощно наблюдающий, как его жена умирает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с  возросшими требованиями к человеку.

Основоположником теории стресса считают канадского физиолога Ганса Селье. По его мнению, самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция адреналина и многие другие -  вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший название «общий адаптационный синдром».  «Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные усиливают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Но независимо от того, какие изменения в организме они вызывают, между ними есть и общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какой бы она ни была» [6,9]. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой  столкнулся человек. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если спустя много лет окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты 2 событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, -   и есть сущность стресса.

В психологической литературе встречается множество определений понятия «стресс». Я остановлюсь на формулировке, которую предлагают В.Л.Марищук с В.И.Евдокимовым. «Стресс представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия» [3,52].

Чем не является стресс?

ü    Стресс – это не просто нервное напряжение. Многие люди «склонны отождествлять биологический стресс  с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. У человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор. Но стрессовые реакции присущи и низшим животным,  вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известно явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания». [6,10].

ü    Стресс не всегда результат повреждения.  Как уже отмечалось выше, несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит от требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная   деятельность – игра в шахматы и даже страстное объятие – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс». Дистресс всегда неприятен. Дистресс может разрушить человека, резко снизить эффективность его работы и качество жизни. При дистрессе сопротивляемость организма снижается.

Эвстресс – конструктивный стресс – способствует повышению жизненной энергии, разрядке накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, улучшает взаимопонимание между ними и помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе.

ü    Стресса не следует избегать. «В разговорной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, т.е. жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни». [6,12]. Независимо от того, чем занят человек или что с ним происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник – переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидения. Парадоксально, но факт: чем больше человек старается жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени стресс разрушает его.   Это случается из-за того, что вместо накапливания опыта по самоуправлению собой в стрессе, он «убегает» от него.

ü     Полная свобода от стресса означает смерть.  Стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Селье считает, уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть). Приятное или неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса). Каждая личность может использовать стресс и наслаждаться им, если лучше узнает его механизм.

Рассматривая сущность стресса, нельзя не коснуться понятия стрессоустойчивости как необходимой характеристики целостного процесса адаптации. Психологами предлагается ряд определений [1;4;5].

·      Стрессоустойчивость (СУ) – как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов].

·      Б.Х.Варданян понимает стрессоустойчивость “как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности”. [1,13]

·      Интегративным свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман.

·      “СУ – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности [1,14].

·      “интегративное свойство человека, которое

a)   характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности;

b)   детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида;

c)   проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности”. [4,32]

Тогда можно выделить, что для механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности:

·      мотивации и намерений;

·      функциональных и оперативных ресурсов;

·      личностных черт и когнитивных возможностей;

·      эмоционально-волевой реактивности;

·      профессиональной подготовленности и работоспособности.

Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости способствует психическая саморегуляция.

«Психическая саморегуляция – это метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным управлением психическими, психофизиологическими процессами». [3,135]. Одним из достоинств этого метода – доступность каждому  и отсутствие необходимости специального оборудования. Так,  В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием человека [3].

Методы оперативного управления.

1.   методы психической регуляции

a)   аутогенная тренировка

b)   специальные приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность

c)   самоконтроль – саморегуляция

d)   музыкальное кондиционирование

e)   аромофитоэргономика

2.   методы психофизиологической регуляции

a)   физические упражнения в период профессиональной деятельности

b)   массаж

c)   рефлексотерапия (точечный массаж, иглоукалывание)

d)   термовосстановительные процедуры (сауны, бани)

e)   электрофизиологические методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон)

 Методы программного управления.

1.   физиолого-гигиенические методы

a)   организация рационального режима отдыха, труда и питания

b)   активный отдых

c)   закаливание

d)   регуляция среды профессиональной деятельности

2.   фармакологические средства

a)   стимуляторы центральной нервной системы

b)   транквилизаторы

c)   витамины

d)   адаптагены

e)   ноотропы

Другие исследователи [2] в управлении стрессом выделяют, прежде всего, релаксацию и дыхание. Стресс вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Поведение, поза и движение отражают чувства, отношения и настроения и влияют на них (обратное тоже верно). Чем напряженнее мышцы, тем больший стресс  ощущает человек и наоборот: чем сильнее стресс, тем больше напряжены мышцы. Таким образом, движение и поза могут выражать внутренне состояние и его изменения. «Приняв себя, человек легче воспринимает других людей. Он чувствует себя лучше, получив возможность любить тех, кто его окружает, а не выискивать в них только плохое. Этот мир становится для него радостнее» [2,125].

Для жизнедеятельности человека необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма. Для управления своим психофизиологическим состоянием человек может использовать как методы психической, психофизиологической регуляции, так и физиолого-гигиенические методы и фармакологические средства. Но лишь расслабляя тело и  регулируя дыхание, человек уже с детства способен управлять стрессом.

 

Литература:

1.     Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. – Ижевск, 1997. - 108с.

2.     Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. – Л., 1983. – 283с.

3.     Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001. – 260с.

4.     Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал.– т.21. 2000, №4. – С.32-40

5.     Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора //Очерки психологии труда оператора.  - М., 1974. -  С.138-172.

6.     Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Мн., М., 2000. – С. 6-39.

Hosted by uCoz