Жученко О.А.

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

Выбор студентом формы итогового контроля знаний как составляющая его психического здоровья

Несмотря на разницу в определении «психического здоровья» медиками и психологами, важными его компонентами специалисты признают способность человека справляться с жизненными стрессами и успешно адаптироваться в окружающей среде. Одним из испытаний, которому подвергается психическое и физическое здоровье студента, является сдача экзаменов. В связи с этим, с точки зрения психогигиены и личностно-ориентированного подхода, предполагающего учет национальных, половозрастных, индивидуально-психологических, статусных особенностей обучающихся, весьма перспективной, но требующей большой предварительной методической работы, является возможность для студента выбирать саму процедуру контроля, исходя из своих предпочтений и психологических особенностей.

С одной стороны, предпочтения отображают значимость для человека внешних событий. С другой стороны, они находятся в основе функционирования системы субъективных значений. Личность стремится к тому, что она предпочитает, поэтому в основе предпочтений студентов лежит мотивация достижений. На предпочтение субъектом тех или иных способов взаимодействия влияет и характер. С этой точки зрения, человекактивный, адаптирующийся в окружающей среде субъект.

Как показало наше исследование, у каждого учащегося в вузе есть предпочитаемая форма итогового контроля знаний, при которой ему легче проявить свои ключевые компетенции. Выборку составили 620 студентов вторыхчетвертых курсов гуманитарных, агропромышленных, технических специальностей разных вузов. Выявлено, что тестирование как форма контроля знания пользуется популярностью на младших курсах. Это можно объяснить тем, что обучающиеся на этой стадии обучения избегают прямого контакта с преподавателем, чего не скажешь о старших курсах. В процессе учебы они получают не только профессиональные компетенции, но и умение эффективно взаимодействовать, в том числе, с преподавателями. В общении учащийся с годами все больше открывается и становится понятным преподавателю. «Живой экзаменатор», если он умен, добросовестен и доброжелателен, объективнее компьютерного контроля, так как, согласно точному высказыванию И.М. Фейгенберга, может учитывать состояние студента и его личностные особенности. В ходе беседы можно легче выйти за рамки учебного курса, имея непосредственную обратную когнитивную и эмоциональную связь с преподавателем, и показать ему уровень своей компетенции. Примечательно, что, в частности, в Великобритании письменно сдают экзамены студенты, получающие степень бакалавра и магистра. При этом устный итоговый контроль знаний на данных ступенях обучения не применяется. А для получения докторской степени необходимо сдавать экзамены в форме беседы. Это же правило распространяется на Германию, Японию. Иначе говоря, наличие непосредственного контакта с экзаменатором допускается для людей, имеющих высшее образование, компетентных в своей области, что придает им уверенность в себе и повышает стресс-толерантность.

В предпочтениях студентов на четвертом курсе с небольшой разницей над тестированием превалирует беседа с преподавателем. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, тестирование, в силу большей и эффективной дифференциации успеваемости студентов, наличия вариантов ответов, четкости и конкретности заданий, предпочитает большая часть учащихся. С другой стороны, изучая на старших курсах предметы специализации, испытуемые предпочитают устный контроль. Успешные студенты, имея высокий уровень обученности, не только понимают и применяют информацию, но и анализируют, синтезируют ее, судят о ее ценности, способны переносить новые знания на уже имеющиеся. Возможно, что студентам старших курсов с низким уровнем компетенции тестирование помогает сдавать экзамены.

Выявленную связь предпочтений студентом формы контроля знаний и курса обучения следует учитывать преподавателям в своей работе и соответственно применять вариант проверки для учащихся разных возрастных категорий. Для вскрытия истинного уровня компетенции на младших курсах рекомендуется чаще использовать тестирование, на старших курсахболее интерактивные способы контроля.

Возможность выбора студентом формы итогового контроля знаний, исходя из его предпочтений и личностных особенностей, является одной из здоровьесберегающих технологий образовательного процесса за счет снижения эмоциональной напряженности учащегося.


Hosted by uCoz