Особенности восприятия студентами мониторинга качества образования


Одной из составляющих модернизации системы образования является введение новых форм контроля знаний (Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования, тестирование, балльно-рейтинговая система и другие), направленных на повышение оценки качества подготовки специалистов, управление познавательной деятельностью студентов, систематизацию работы субъектов учебного процесса. С их внедрением становится все более актуальным оптимальная презентация своих компетенций студентами на разных формах проверки знаний.

Участие образовательных учреждений в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО) может способствовать созданию системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

ФЭПО проводится в виде компьютерного тестирования с ограничением времени. При этом преподаватель не имеет право консультировать учащихся. Как показывает наше исследование, студенты в процессе экзамена активно использовали вспомогательные средства: учебники, конспекты, мобильные телефоны (звонили или писали знающим друзьям, пользовались информацией из Интернет). Результаты экзамена показывают уровень подготовки группы студентов, обучающихся в вузе, а не каждого отдельного студента, никак не влияя на их академическую успеваемость, и отражая, в том числе, качество работы преподавателей. В силу указанных причин у большинства учащихся выявлен пониженный уровень психической напряженности на ФЭПО в сравнении с другими формами экзамена, низкий уровень мотивации вследствие отсутствия личностной заинтересованности в высоких результатах.

В эмпирической части нашего исследования сравнивались прогнозируемые студентами перед началом экзамена оценки с реально полученными. В анкете учащийся определял желаемую оценку, ожидаемую, оценку себе, исходя из уровня знаний. Замеры производились как на ФЭПО, так и на устном и письменном экзаменах по социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам. Выборку составили студенты вторых - четвертых курсов вузов в количестве 691 человек. Статистический анализ данных показал наибольшую рассогласованность антиципируемых и реальных оценок на Интернет-экзамене в сравнении с другими формами проверки знаний, что свидетельствует о недостаточной презентации студентами своих компетенций. Это происходит, возможно, вследствие разных критериев подготовленности учащихся и специфики тестирования. Педагогический тест выявляет усвоение ключевых понятий, тем, элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, поэтому вопросы более определенные, требуют конкретных ответов. С одной стороны, для результативного выполнения тестов нужны навыки так называемой «тестовой культуры»: личностная готовность к тестовой форме оценке знаний; умение организовать и предъявить собственные знания; понимание значимости всех элементов теста и тестовых заданий. Именно поэтому для успешной сдачи теста необходимо тренироваться. С другой стороны, успешное прохождение тестовых испытаний в большей мере отражает ситуативную способность и умение сдавать тесты.

Нами отмечено, что адекватность всех прогнозируемых обучающимися оценок реальности или только ожидаемой и оценки себе (при завышении желаемой) чаще наблюдается на внутривузовских семестровых экзаменах, проводимых в форме тестирования, когда субъекты осознают значимость для них итоговой отметки, и, соответственно, растет степень мотивации, чего не происходит на ФЭПО. При этом у учащихся повышается уровень психической напряженности.

Обращает на себя внимание тот факт, что случаи с занижением антиципируемых оценок на Интернет-экзамене редки и статически не репрезентативны.

Таким образом, можно выделить особенности восприятия студентами мониторинга качества образования: как правило, пониженный уровень психической напряженности и завышение антиципируемых оценок по отношению к реальности.

Hosted by uCoz