Прогнозирование оценок студентами на экзамене


Как в России, так и во всем мире идет постоянное обновление вузовских образовательных программ в целом и проверки знаний, в частности. В зарубежных странах чаще применяют тестирование и письменную форму экзамена. Так, в Великобритании, Германии, Японии, США устные экзамены сдают только люди, имеющие высшее образование, компетентные в своей области, что придает им уверенность в себе и повышает стресс-толерантность (А.И. Галаган, 2003; E. Wilkinson, 1996). Несмотря на массовое внедрение тестирования в нашей стране, преподаватели считают, что уровень подготовленности субъектов можно лучше определить в ходе беседы, вот почему студентам необходимо уметь предъявлять свои компетенции при любой форме итогового контроля.

В нашем исследовании учащиеся перед началом экзамена определяли желаемую, ожидаемую оценку, оценку себе. Затем прогнозируемые отметки сравнивались с реально полученной. Успешное предсказание, ожидание результатов собственной деятельности и отношения других людей, выбор той или иной реакции зависят как от представления человека о среде, в которой он действует, так и от целого ряда свойств личности: оптимизмпессимизм, тревожность, застенчивость, мотивация избегания неудачи (Фейгенберг И.М., Иванников В.А., 1978; Сычев О.А., 2009). Личностные особенности измерялись нами с помощью теста «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, личностного многофакторного опросника Кеттелла (16 PF), ОСТ В.М. Русалова. Изучались наиболее часто используемые в России формы экзаменов: устная, письменная, тестирование.

В результате анализа выявлено, что возможно завышение, занижение и совпадение антиципируемых оценок по отношению к реальности, связанное с личностными особенностями учащихся. На основе этого нами составлены рекомендации по развитию способности студентов прогнозировать в ситуации экзамена:

Данные рекомендации являются базисом программы по развитию способности студентов прогнозировать в контрольно-оценочной ситуации в зависимости от направленности их антиципируемых оценок, состоящей из блоков упражнений, способствующих: развитию самостоятельности; формированию целеустремленности; развитию самоорганизации; повышению мотивации и навыков учения в вузе; регуляции психофизиологического состояния; повышению самооценки и уверенности в себе; развитию коммуникабельности, сенситивности; развитию мышления, рефлексивных навыков.

В ходе занятий должна использоваться психогимнастика, способствующая изменению состояний как группы, так и отдельных ее участников.

Антиципация студентов, будучи основой многих процессов саморегуляции, в контрольно-оценочной ситуации обеспечивает психологическую защищенность, так как снимает неопределенность относительно будущих событий, что является, по И.А. Баевой (2002), одним из компонентов психологической безопасности образовательной среды. Успешная презентация студентом своих компетенций на экзамене позволяет ему выстраивать продуктивные стратегии взаимодействия, а преподавателю выявить зону его актуального развития, чтобы потом создавать более оптимальные способы продвижения данной зоны.


Hosted by uCoz