СТРЕССОГЕННОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: ПРОГРАММА ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Стрессогенная ситуация, такая, как итоговый контроль знаний, трудна человеку информационной неопределенностью, дефицитом времени, необходимостью усвоения большого количества информации, повышенными требованиями к его самооценке. Вследствие этого деятельность студентов дезорганизуется, не давая проявить свои знания в полном объеме.

Процессы оценивания и коррекции результатов, и, соответственно, строгости субъективных критериев успешности действий обеспечивают устойчивость в ситуации с высокой психической напряженностью. Как выявлено исследователями (Д.Г. Бадмаева, 2004; А.К. Осницкий, 2009), студенты с высокой саморегуляцией на экзамене могут лучше и быстрее мобилизовать свои внутренние резервы на выполнение необходимой деятельности, а у старшеклассников выше успеваемость. Вот почему задача, поставленная в нашей работе, - разработка и реализация программы оптимизации состояния студентов на итоговом контроле знаний как условие адаптации к учебно-образовательному процессу. Данная система психологических упражнений помогает учащимся перевести эмоциональную напряженность в операционную, мобилизуя их деятельность на экзамене, развивать процессы саморегуляции, позволяющие антиципировать оценку преподавателя, ее причины и выстраивать продуктивные стратегии взаимодействия для получения оптимального результата. Педагогам, в свою очередь, это создает условия для более эффективного выявления уровня подготовленности субъектов учебного процесса.

С точки зрения психогигиены и личностно-ориентированного подхода, весьма перспективной, но требующей большой предварительной методической работы, является возможность для студента выбирать саму процедуру контроля, исходя из своих предпочтений и психологических особенностей. Но в связи с тем, что на практике это реализовывается не часто, данная программа рассчитана на унификацию проверки знаний, чтобы учащийся чувствовал себя органично и комфортно при проведении экзамена в любой форме.

На основании изучения нами взаимосвязи предпочтений студентами формы итогового контроля знаний и их личностных качеств, программа оптимизации состояния учащихся для каждой группы имеет свою специфику:

На традиционных экзаменах, проводимых в устной и письменной форме, большинство студентов испытывают средний и повышенный уровень психической напряженности в отличие от тестирования с пониженным уровнем напряженности. Приведенные особенности испытуемых лежат в основе программы оптимизации состояния студентов на итоговом контроле знаний и определяют структуру занятий и подбор упражнений и игр, направленных на:

Кроме этого, в процессе занятий используется психогимнастика, способствующая изменению состояний как группы, так и отдельных ее участников.

Практика показала, что программа оптимизации состояния студентов на итоговом контроле знаний способствует адаптации к учебным условиям экзаменационного стресса, но требует совершенствования. В связи с этим в перспективе планируется добавить упражнения на развитие самостоятельности учащихся, в основе которой лежит сформированная система саморегуляции, необходимой в современной системе высшего образования.

Hosted by uCoz