Жученко О.А.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ СИТУАЦИИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Предвосхищение человеком и переживание последствий предстоящих событий, определяя в значительной мере его действия в той или иной ситуации, может вызвать как положительный, так и отрицательный эффект. Так, например, предвидение поощрения за высокую успеваемость способствует увеличению мотивации подготовки к экзамену. Способность студента адекватно представить условия деятельности, объем своих знаний, умений, навыков, а также адекватно оценить свое эмоциональное состояние составляет основу саморегуляции, предполагающей в учебной деятельности сознательное изменение способов, приемов и методов деятельности [2].
Прогнозируя вероятностные неприятности, человек заранее как бы ставит себя в неблагоприятную ситуацию. Он переживает ее еще до того, когда ситуация возникает на самом деле, готовится к встрече с поражением, неудачей, в результате чего возникает состояние тревожности, - указывает Л.Д. Гиссен [1]. Оно является одним из основных показателей психологической готовности человека к действиям в стрессогенных ситуациях [3].
Как отмечает Ю.В. Щербатых [6], в стрессе, вызванном сдачей экзаменов, можно выделить его «классические» стадии. Стадия тревоги связана с ситуацией неопределенности перед началом экзамена. Интенсивность эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, то нарастает, то спадает, достигая кульминационной точки в момент получения билета и ознакомления с ним (в случае устной и письменной форм итогового контроля знаний). Стадия адаптации наступает после получения билета и начала подготовки к ответу. В это время ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревожности. Но такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов. Третья стадия наступает при условии истощения ресурсов без приспособления к экстремальному фактору (например, студенту попался очень трудный билет, или возникла конфликтная ситуация с экзаменатором).
Вышеуказанные фазы можно проследить и на протяжении всей сессии. В течение зачетной недели развивается стадия тревоги. Фаза адаптации наступает, как правило, между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза может развиться к концу сессии. Экзаменационный стресс на первом экзамене может увеличиваться за счет попеременного переоценивания то положительного, то отрицательного исхода экзамена. Но привыкания к экзаменационному стрессу не наблюдается, и реакция организма и личности в целом проявляется на каждом экзамене сессии.
В процессе контроля знаний своевременность, пропорциональность, соответствие активности студента требованиям деятельности, ее согласование с действиями преподавателя и других студентов обеспечивает саморегуляция. А разные формы контроля знаний способствуют обучению самоконтроля и саморегуляции личности.
Поведение студентов постоянно меняется вследствие информационного воздействия учебных дисциплин. Изменение направления деятельности студентов происходит, исходя из цели и возникающих различных ситуаций, которые требуют предвосхищения и изменения в интересах познания предвидимых результатов. Прогнозирование событий представляет собой один из важнейших функциональных компонентов любого поведенческого акта [5]. Именно антиципация обеспечивает формирование субъектом цели, планирование и программирование деятельности, осуществление контроля, являющимися процессами саморегуляции, согласно В.И. Моросановой [2]. Прогностическая деятельность студентов на экзамене выражается в их желаемой оценке, ожидаемой и оценке себе.
Желаемая оценка зависит как от социальной желательности (например, родители требуют высокого уровня успеваемости), так и от уровня притязаний учащегося. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев учащиеся высшей школы хотят получить «отлично». В желаемой оценке выражаются особенности выдвижения целей активности, то есть планирование.
Прогнозируя итоговую отметку, студент учитывает свои отношения с преподавателем, степень подготовленности к экзамену, уровень притязаний, форму контроля знаний, так как у каждого обучающегося есть вариант проверки, при котором ему легче проявить свои ключевые компетенции. Другими словами, в ожидаемой оценке отражается развитость представлений о системе внешне и внутренне значимых для достижения желаемой оценки условий, то есть моделирование как звено саморегуляции.
В основе оценки себе лежит как уровень компетенции студента, так и его самооценка. Студент приходит на экзамен с определенным результатом - это оценка своей подготовленности к испытанию, устойчивость субъективных критериев оценки успешности достижения желаемой оценки, то есть оценивание результата как процесс саморегуляции. Кроме того, оценку себе можно рассматривать и как один из этапов рефлексии учащегося. Осознание своего внутреннего мира, внимание к своим мыслям и чувствам способствует адекватной адаптации к обществу.
Антиципация в контрольно-оценочной ситуации обеспечивает психологическую защищенность, так как снимает неопределенность относительно будущих событий, что является одним из компонентов психологической безопасности образовательной среды, по И.А. Баевой [4].
Прогностическая деятельность студентов — проявление компонентов саморегуляции — строится на основе знания сути и закономерностей учебного процесса. Это позволяет антиципировать оценку преподавателя в контрольно-оценочной ситуации, ее причины и выстраивать линию своего поведения для получения максимально возможного результата.
Литература:
Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 192 с.
Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. - М.: Наука, 2001. - 227 с.
Никифоров Г.С., Демидов Р.С. Исследование психического состояния тревожности в процессе профессиональной подготовки летных экипажей. // Психические состояния: межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1981. – С. 61 – 66.
Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды в ДОЛ. - URL: www.journal.edusite.ru/DswMedia/avgustovskoesoveshaaniepsixologicheskayabezopasnost-obrazovatel-noysredyiprezentaciya.ppt
Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 112 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.