Экзамен как разновидность экстремальной ситуации.

О.А. Жученко

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

 

Экстремальная ситуация является таковой из-за наличия в ней экстремальных факторов. Понятие “экстремальные факторы” предполагает, что они вызывают в организме предельно допустимые по тем или иным соображениям изменения [4].

Экстремальность обусловливается следующими параметрами [6]:

·      Физиологически особая среда (температура, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.)

·      Характер действия стимула (нерегулярность появления, монотонность и т.п.)

·      Объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т.д.)

·      Время: переход через оптимальные темпы психической активности ведет к возникновению психической напряженности.

Особенность, характерная для всех этих параметров, заключается в превышении диапазона оптимальных воздействий и предания, тем самым, ситуации качества экстремальности. При сравнительно небольшой экстремальности стрессора (первичного источника напряжения и перенапряжения) наблюдаются обострение внимания и мышления, при чрезмерной – возможны различные “отключения” сознания от стрессогенной действительности (обморок, дезориентация), “рассеянность” внимания, невозможность мысленно сосредоточится на одном предмете.

Л.А.Китаев-Смык выделяет следующие показатели экстремального воздействия на человека:

1.   субъективные;

а) “внутриорганизменные” сигналы к сознанию человека, вызывающие неприятные, болезненные ощущения. Человек стремится избегать фактора, обуславливающего это состояние.

б) дееспособность (работоспособность) человека. При экстремальном воздействии она снижается.

2. объективные – регистрация физиологических процессов. Воздействия, обуславливающие критические состояния, идентифицируются как экстремальные. В.И.Медведев отмечает, что “понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. К экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния. Величина заданной вероятности определяется или характеристикой заданного состояния, или условиями трудовой деятельности”. [4, 51].

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда неблагоприятной для его здоровья.

Экстремальность можно представить как континуум: трудные – параэкстремальные – экстремальные ситуации. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей, ее повышенной значимостью. Две других степени – строгими условиями, высокой ценой возможной ошибки, а в экстремальной есть еще и зависимость дальнейшего существования (“быть или не быть вообще”).

Н.И.Наенко указывает, что сдача экзамена вызывает психическую напряженность, определяя последнюю как “психические состояния в сложных условиях вообще, независимо от вызываемых ими эффектов” [6,8]. Для большинства учащихся экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в учебном заведении и дальнейшую судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной. С точки зрения других авторов [2;6;10] экзамен относится к стрессогенной ситуации. А.В.Снежневский определил, что экзаменационный стресс, нередко обусловливая так называемый экзаменационный невроз, является несомненным психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов”. [9,147] Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия стрессора. Учащийся реагирует на экзамены в соответствии со своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение студентов и других.

 Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма студента, вызванным интенсивной умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой, крайним ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями. Возрастание напряжения проявляется субъективно – в переживаниях беспокойства, тревожности, раздражительности, напряженности, угнетенном состоянии. Объективно – это чисто физиологические проявления – повышение кровяного давления, мускульного напряжения, глазного давления, усиление выделительных функций, изменение сердечной деятельности и дыхания. Основной признак напряжения, по которому измеряется его степень, - это изменение функционального уровня деятельности, проявляющееся в изменении ее качественных показателей. Как показали исследования Г.М.Покалева, Н.П.Недуговой и других, в период экзаменационной сессии у 37% студентов отмечалась повышенная утомляемость, связанная с большой умственной нагрузкой и неполноценным сном. “Почти у всех учащихся под влиянием экзаменов произошли стойкие микроциркуляторные расстройства”.[9,149] А.И.Киколов же указывает, что в период экзаменов, когда учебная деятельность имеет эмоциональную окраску, “проявляются как элементы напряжения – фрустрация и дискомфорт, так и их антиподы – комфорт и удовлетворение”, то есть эмоциональный стресс представляет собой как отрицательное, так и положительное явление.[3,34] Соответственно, количественные и качественные показатели деятельности либо ухудшаются, либо улучшаются за счет мобилизации сил. При этом то или иное его действие зависит от длительности действия стресса и то того, восстанавливаются ли нарушенные функции организма. Это связано с тем, что экзаменационные стресс-факторы действуют многократно и вызывают функциональные сдвиги. “У тех, чья тревога перед экзаменом носит мобилизующий характер, все показатели вегетативной нервной системы приходят к норме буквально через несколько десятков минут после завершения экзамена независимо от степени удовлетворенности результатами. У тех же, чье эмоциональное напряжение не способствует (и даже препятствует) преодолению стресса, эти показатели не только не снижаются, но продолжают нарастать, причем тоже независимо от результатов экзамена и от удовлетворенности ими”.[1,90]

Остановимся на стресс–факторах, вызывающих эмоциональные реакции, вредно действующих на организм, и мешающих сдаче экзаменов. К ним относятся: плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, угрожающая возможность потерпеть неудачу, состояние неопределенности, дефицит времени, необходимость подготовки к экзамену большого объема учебного материала и т.п. Причиной стрессов, возникающих во время экзаменационной сессии, по мнению Киколова, следует считать одновременное действие нескольких стресс – факторов из вышеперечисленных. Эмоциональный стресс сопровождается более или менее значительными внешними двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями. Согласно исследованиям ряда авторов, под влиянием экзамена повышается или понижается артериальное давление, частота пульса, температура кожи, показатели ЭКГ, кровенаполнение сосудов мозга и т.д. Возможно покраснение или побледнение лица, тремор рук [3]. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают экзаменационный стресс, или синдром нервного перенапряжения.

С точки зрения Ротенберга и Бондаренко, у лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, “экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания”.[7,91] Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным. “Предэкзаменационная тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена”. [8,13] Ее уровень более точно предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной тревожности. Особенностью тревоги является интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше величины объективной опасности. Состояние же стресса характерно для ситуаций, в которых “субъект не избегает и не страшится угрозы, а активно преодолевает ее, прилагая усилия к достижению определенного уровня деятельности и контролируя свои эмоциональные реакции”. [5,154-155]. Проявление эмоционального стресса в процессе обучения часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, являющиеся впоследствии источником помех и неудач на экзаменах.

“Изучение адаптации студентов к различным учебным ситуациям показало, что 80% из них, относящихся к так называемым сверхточным личностям, в период экзаменационной сессии обнаруживали тревожные и неврастенические расстройства. Молодые люди этой категории отличались малой выносливостью к сессионной нагрузке из-за характерного для них сочетания черт тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и положительным отношением к учебе. Эти лица затрачивали на подготовку к экзаменам непропорционально много времени, из-за этого даже при достаточном уровне подготовкив условиях экзаменационной нагрузки у них развились невротические расстройства” [9,150]. Низкая выносливость проявлялась также у лиц с неврозами и психопатиями.

Особенностями экстремальных ситуаций являются изменения как на физиологическом, так и на психологическом уровнях, проявляющиеся с разной интенсивностью в зависимости от срока действия стрессоров и индивидуальных особенностей. Сдача экзамена, вызывая психическую напряженность, относится к одному из видов экстремальной ситуации. Учеба студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. У них значительно повышается напряженность различных функций организма под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов [3]. Вот почему следует повышать устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам. При этом для жизнедеятельности человека необходим некоторый уровень стресса, так как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма.

 

Литература

 

1.     Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. – Ижевск, 1997, 108с.

2.     Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1.- М., 1986, с.36-154.

3.     Киколов А.И. Обучение и здоровье. - М., 1985, 104с.

4.     Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М., 1983, 368с.

5.     Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.– М., 1984, 216с.

6.     Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М., 1976, 112с.

7.     Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. –М., 1989, 239с.

8.     Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //  Стресс и тревога в спорте. – М., 1983, с. 12-24.

9.     Школа и психическое здоровье учащихся /под ред. Громбаха С.М.-М.,1988, 272с.

10.  Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности. // Психологический журнал. т.12, 1991, №1.- с. 66-75

 

Hosted by uCoz