Экзамен как разновидность экстремальной ситуации.
О.А. Жученко
Ижевская государственная
сельскохозяйственная академия
Экстремальная ситуация является
таковой из-за наличия в ней экстремальных факторов. Понятие “экстремальные
факторы” предполагает, что они вызывают в организме предельно допустимые по
тем или иным соображениям изменения [4].
Экстремальность обусловливается
следующими параметрами [6]:
·
Физиологически
особая среда (температура, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и
т.п.)
·
Характер
действия стимула (нерегулярность появления, монотонность и т.п.)
·
Объективная
сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации, отвлекающие
воздействия, высокий темп работы и т.д.)
·
Время:
переход через оптимальные темпы психической активности ведет к возникновению
психической напряженности.
Особенность, характерная для всех
этих параметров, заключается в превышении диапазона оптимальных воздействий и
предания, тем самым, ситуации качества экстремальности. При сравнительно
небольшой экстремальности стрессора (первичного источника напряжения и
перенапряжения) наблюдаются обострение внимания и мышления, при чрезмерной –
возможны различные “отключения” сознания от стрессогенной действительности
(обморок, дезориентация), “рассеянность” внимания, невозможность мысленно
сосредоточится на одном предмете.
Л.А.Китаев-Смык выделяет следующие показатели
экстремального воздействия на человека:
1.
субъективные;
а) “внутриорганизменные” сигналы к
сознанию человека, вызывающие неприятные, болезненные ощущения. Человек
стремится избегать фактора, обуславливающего это состояние.
б) дееспособность
(работоспособность) человека. При экстремальном воздействии она снижается.
2. объективные – регистрация
физиологических процессов. Воздействия, обуславливающие критические состояния,
идентифицируются как экстремальные. В.И.Медведев отмечает, что “понятие
экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. К
экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с
определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния. Величина
заданной вероятности определяется или характеристикой заданного состояния, или
условиями трудовой деятельности”. [4, 51].
Экстремальные ситуации делятся на
кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в
человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной
перестройки функциональных систем человека, иногда неблагоприятной для его
здоровья.
Экстремальность можно представить
как континуум: трудные – параэкстремальные – экстремальные ситуации. Трудная
ситуация характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей, ее
повышенной значимостью. Две других степени – строгими условиями, высокой ценой
возможной ошибки, а в экстремальной есть еще и зависимость дальнейшего
существования (“быть или не быть вообще”).
Н.И.Наенко указывает, что сдача
экзамена вызывает психическую напряженность, определяя последнюю как
“психические состояния в сложных условиях вообще, независимо от вызываемых ими
эффектов” [6,8]. Для большинства учащихся экзамен –
это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в
учебном заведении и дальнейшую судьбу. При этом данная ситуация оценивается как
трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально
положительной. С точки зрения других авторов [2;6;10] экзамен относится к стрессогенной
ситуации. А.В.Снежневский определил, что “экзаменационный
стресс, нередко обусловливая так называемый экзаменационный
невроз, является несомненным психотравмирующим фактором, который учитывается
даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и
классификации неврозов”.
[9,147] Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к
ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до
начала действия стрессора. Учащийся реагирует на экзамены в соответствии со
своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких
параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое
поведение студентов и других.
Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим
напряжением организма студента, вызванным интенсивной умственной деятельностью
и повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой,
крайним ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна,
эмоциональными переживаниями. Возрастание напряжения проявляется субъективно –
в переживаниях беспокойства, тревожности, раздражительности, напряженности,
угнетенном состоянии. Объективно – это чисто физиологические проявления –
повышение кровяного давления, мускульного напряжения, глазного давления,
усиление выделительных функций, изменение сердечной деятельности и дыхания.
Основной признак напряжения, по которому измеряется его степень, - это
изменение функционального уровня деятельности, проявляющееся в изменении ее
качественных показателей. Как показали исследования Г.М.Покалева, Н.П.Недуговой
и других, в период экзаменационной сессии у 37% студентов отмечалась повышенная
утомляемость, связанная с большой умственной нагрузкой и неполноценным сном.
“Почти у всех учащихся под влиянием экзаменов произошли стойкие
микроциркуляторные расстройства”.[9,149] А.И.Киколов же указывает, что в период
экзаменов, когда учебная деятельность имеет эмоциональную окраску, “проявляются
как элементы напряжения – фрустрация и дискомфорт, так и их антиподы – комфорт
и удовлетворение”, то есть эмоциональный стресс представляет собой как
отрицательное, так и положительное явление.[3,34] Соответственно,
количественные и качественные показатели деятельности либо ухудшаются, либо
улучшаются за счет мобилизации сил. При этом то или иное его действие зависит
от длительности действия стресса и то того, восстанавливаются ли нарушенные
функции организма. Это связано с тем, что экзаменационные стресс-факторы
действуют многократно и вызывают функциональные сдвиги. “У тех, чья тревога
перед экзаменом носит мобилизующий характер, все показатели вегетативной
нервной системы приходят к норме буквально через несколько десятков минут после
завершения экзамена независимо от степени удовлетворенности результатами. У тех
же, чье эмоциональное напряжение не способствует (и даже препятствует)
преодолению стресса, эти показатели не только не снижаются, но продолжают
нарастать, причем тоже независимо от результатов экзамена и от
удовлетворенности ими”.[1,90]
Остановимся на стресс–факторах,
вызывающих эмоциональные реакции, вредно действующих на организм, и мешающих
сдаче экзаменов. К ним относятся: плохие отметки, конфликтные ситуации с
преподавателями, угрожающая возможность потерпеть неудачу, состояние
неопределенности, дефицит времени, необходимость подготовки к экзамену большого
объема учебного материала и т.п. Причиной стрессов, возникающих во время
экзаменационной сессии, по мнению Киколова, следует считать одновременное
действие нескольких стресс – факторов из вышеперечисленных. Эмоциональный
стресс сопровождается более или менее значительными внешними
двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями. Согласно
исследованиям ряда авторов, под влиянием экзамена повышается или понижается
артериальное давление, частота пульса, температура кожи, показатели ЭКГ,
кровенаполнение сосудов мозга и т.д. Возможно покраснение или побледнение лица,
тремор рук [3]. Таким образом, студенты вузов два раза в год переживают
экзаменационный стресс, или синдром нервного перенапряжения.
С точки зрения Ротенберга и
Бондаренко, у лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, “экзамен
затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания”.[7,91]
Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной
несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация
становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других
людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте
неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным. “Предэкзаменационная
тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать
тревогу в ситуации оценки, экзамена”. [8,13] Ее уровень более точно
предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей
личностной тревожности. Особенностью тревоги является интенсивность
эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше
величины объективной опасности. Состояние же стресса характерно для ситуаций, в
которых “субъект не избегает и не страшится угрозы, а активно преодолевает ее,
прилагая усилия к достижению определенного уровня деятельности и контролируя
свои эмоциональные реакции”. [5,154-155]. Проявление эмоционального стресса
в процессе обучения часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся
повышенной возбудимостью, тревожностью, являющиеся впоследствии источником
помех и неудач на экзаменах.
“Изучение адаптации студентов к
различным учебным ситуациям показало, что 80% из них, относящихся к так
называемым сверхточным личностям, в период экзаменационной сессии обнаруживали
тревожные и неврастенические расстройства. Молодые люди этой категории
отличались малой выносливостью к сессионной нагрузке из-за характерного для них
сочетания черт тревожной мнительности с высоким чувством ответственности и
положительным отношением к учебе. Эти лица затрачивали на подготовку к экзаменам
непропорционально много времени, из-за этого даже при достаточном уровне
подготовкив условиях экзаменационной нагрузки у них развились невротические
расстройства” [9,150]. Низкая выносливость проявлялась также у лиц с неврозами
и психопатиями.
Особенностями экстремальных ситуаций
являются изменения как на физиологическом, так и на психологическом уровнях,
проявляющиеся с разной интенсивностью в зависимости от срока действия
стрессоров и индивидуальных особенностей. Сдача экзамена, вызывая психическую
напряженность, относится к одному из видов экстремальной ситуации. Учеба
студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели
и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. У них значительно
повышается напряженность различных функций организма под влиянием хронического
воздействия учебных эмоциональных факторов [3]. Вот почему следует повышать
устойчивость адаптационных механизмов организма к эмоциональным стрессам. При
этом для жизнедеятельности человека необходим некоторый уровень стресса, так
как определенные стрессовые факторы могут приводить к устойчивости организма.
Литература
1.
Баранов
А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. – Ижевск, 1997, 108с.
2.
Запорожец
А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т.1.- М., 1986, с.36-154.
3.
Киколов
А.И. Обучение и здоровье. - М., 1985, 104с.
4.
Китаев-Смык
Л.А. Психология стресса.- М., 1983, 368с.
5.
Кулагин
Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.– М., 1984, 216с.
6.
Наенко
Н.И. Психическая напряженность. – М., 1976, 112с.
7.
Ротенберг
В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. –М., 1989, 239с.
8.
Спилбергер
Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983, с.
12-24.
9.
Школа
и психическое здоровье учащихся /под ред. Громбаха С.М.-М.,1988, 272с.
10. Махнач А.В. Компонентный анализ
психического состояния человека в особых условиях деятельности. //
Психологический журнал. т.12, 1991, №1.- с. 66-75