ПРОЯВЛЕНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНАХ.

О.А. Жученко.

ФГОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия».

В последнее время понятие «компетентность» стало актуальным, в связи с чем оно все чаще появляется в научной литературе, в том числе в сравнении с понятием «компетенция». Э.Ф. Зеер (2004) отмечает, что «компетентность выступает в качестве результата когнитивного научения, в то время как компетенция – это процесс и результат деятельностного обучения: компетентность в действии» (с. 29). Выделяют много видов компетенций и компетентности (Э.Ф. Зеер, 2004; И.А. Зимняя, 2003; Г. Селевко, 2004; Г.С. Трофимова, 1997; А. Хуторской, 2003 и др.): ключевые, коммуникативные, предметно-профессиональные, социальные, персональные, эмоциональные.

В своем исследовании мы исходим из того, что в процессе обучения в вузе у студентов формируются и развиваются базовые компетенции. Одно из их проявлений можно выявить на контроле знаний. «Базовые (ключевые и т.п.) компетенции определяют атрибуты, которые могут составлять часть или быть общими для любой из всех имеющихся ступеней высшего образования» (Байденко В., 2004,  с. 6).

При этом повышенная психическая напряженность, возникающая в процессе учебы, в частности, на экзаменах, особенно при неумении владеть собой, мешает проявить полностью студенту свои компетенции. При стрессе отмечается повышенная отвлекаемость, сужение поля внимания и трудность сосредоточения. В несколько меньшей степени страдает функция памяти: ухудшаются показатели оперативной памяти, наблюдаются проблемы с воспроизведением информации (Щербатых Ю.В., 2006). Внедрение в практику разных форм контроля позволит студентам легче проявлять свои компетенции, создавая тем самым преподавателям благоприятные условия для более эффективного выявления уровня подготовленности экзаменуемых.

Исходя из выше сказанного, мы разработали анкету для студентов вузов, определяющую формы итогового контроля знаний, при которых им легко проявлять свои компетенции. При этом испытуемые могли указать как одну, так и одновременно 2 – 3 формы экзамена. В опросе приняли участие 447 человек 2 – 4 курсов агропромышленных, технических и гуманитарных специальностей ФГОУ ВПО Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, ГОУ ВПО Ижевского государственного технического университета и ГОУ ВПО Удмуртского государственного университета.

Результаты показали, что независимо от уровня знаний студентам легче проявлять базовые компетенции на тестировании вследствие того, что это единственная форма проверки знаний, при которой влияние личности преподавателя на отметку сводится к нулю, и имеются варианты ответов. Кроме того, отсутствие прямого контакта с педагогом, по-видимому, у многих уменьшает уровень психической напряженности, позволяя, по возможности, лучше проявить свои знания.

С другой стороны, отсутствие личного взаимодействия с экзаменатором не всегда выгодно студентам. При высоком уровне базовых компетенций форма контроля не имеет значения. При низком уровне компетенции студенты чаще выбирают тестирование по причинам, указанным выше.

Полагая, что при положительной установке экзаменатора по отношению к студентам вероятно выделение на подготовку к ответу больше времени, уточнение вопроса, завышение отметки, обучающиеся чаще предпочитают устную форму контроля знаний. В то время как при наличии конфликта и, следовательно, возможной негативной установке преподавателя по отношению к студентам тестирование облегчает проявление базовых компетенций как наиболее объективная форма контроля знаний.

Любопытен тот факт, что на выбор формы итогового контроля знаний не влияют половозрастные характеристики экзаменатора. Однако следует указать, что если преподаватель – женщина пожилого возраста, из 41% анкетируемых, отметивших все формы экзамена, 19% тяжело проявлять свои знания. Причем данная закономерность не проявляется, если преподаватель – пожилой мужчина. В этом отношении наши результаты подтверждают выводы, сделанные А.С. Бакировым (2001) в своем исследовании: пожилые учителя (в данном случае – женщины) вследствие эмоциональной усталости и выгорания, большей частью осуществляют контроль формально, сосредотачиваясь на внутренних проблемах.  

В свете всего изложенного можно выделить условия, при которых студентам легче проявлять базовые компетенции на контроле знаний: уровень компетенций и отношения с преподавателем. При этом тестирование рассматривается обучающимися как наиболее объективная проверка их знаний. В то же время половозрастные характеристики экзаменатора в большинстве своем не влияют на степень сложности проявления студентами своих компетенций.

Литература:

1.     Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: Автореферат дис. ... канд. псих. наук. – Казань, 2001. – 20 с.

2.     Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как образовательная технология формирования компетенции у обучаемых. // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы первой международ. науч.-практич. конф. – М.: Смысл, 2004. – С. 29 – 30.

3.     Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

4.     Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода). // Высшее образование в России, 2004, #11. – С. 3  - 13.

 

 

 

Hosted by uCoz