УДК 378.244.015.3

 

О.А. Жученко

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования: психологические особенности.

 

Использование Федерального интернет-экзамена ведет к повышению качества образования. Психологическими особенностями такого контроля знаний являются преобладание низкого и среднего уровня психической напряженности и завышенных прогнозируемых отметок студентов.

 

Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в России с мая 2005 г. В настоящее время, ввиду высокой эффективности такой формы оценки результатов обучения, в проекте принимают участие образовательные учреждения и других стран СНГ (www.fepo.ru). Интернет-экзамен может стать инструментом, позволяющим студентам, преподавателям, заведующим кафедрами и руководителям подразделений высшего учебного заведения увидеть успехи и проблемные моменты в освоении дисциплин. А это первый шаг на пути к повышению качества образования. Интерес к интернет-экзамену растет, и связано это, в первую очередь, с использованием итогов тестирования при аккредитации вуза.

Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Согласно правилам проведения экзамена, преподаватели, ведущую данную дисциплину, могут присутствовать на интернет-экзамене, но не имеют права консультировать студентов. Но следует отметить, что на практике это правило не всегда выполняется.

В силу того, что интернет-экзамен проводится в форме компьютерного тестирования, хотелось бы отметить достоинства и недостатки такого способа предъявления контроля знаний.

 Преимуществами компьютерного варианта тестирования (Фейгенберг И.М., 1986; Евсигнеев А.Е.; Соловьев В. и др., 1997; Кисель Н.К., Медведева И.А.; Виленский М.Я. и др., 2005; Бакай Е.П., 2006), являются стандартность, унифицирование, одинаковый (но в то же время индивидуальный) для всех подход по отношению к выбору вопросов, заданий, критериям оценки, независимо от прошлых достижений студентов. Тестирование можно проводить одновременно как в группе, так и на курсе, и на факультете. При этом обработка производится быстрее, чем при проверке письменной работы. Но так же, как и письменный вариант экзамена, тестирование экономит время экзаменатора и студентов. Компьютер «нелицемерен», то есть не  может в каких-либо ситуациях использовать критерии, не введенные явным образом в его программу. При этом ни от студента, ни от преподавателя не требуется специальной подготовки для работы на компьютере.

Среди недостатков компьютерного контроля знаний А.Е. Евсигнеев выделяет очень высокую цену при его массовом использовании и возможные затруднения в анализе информации из-за неправильной подачи материала.

В своем исследовании мы изучали уровень психической напряженности студентов и их прогностическую учебно-оценочную деятельность на ФЭПО. Выборку составили 400 студентов 2 – 3 курсов ФГОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, ГОУ ВПО Ижевский государственный технический университет. Вследствие того, что один из лучших методов определения уровня притязаний – вербальное утверждение в ситуации, к которой оно относится (К. Левин и др., 2006),  перед началом интернет-экзамена студент заполнял анкету на выявление желаемой, ожидаемой отметок, отметки, исходя из его уровня знаний, по пятибалльной системе. Затем прогнозируемые отметки сравнивались с реальными результатами тестирования. Личностные особенности студентов изучались с помощью психодиагностических методик: личностного многофакторного опросника Р. Кеттелла (16 PF); «ОСТ» В.М. Русалова; теста «УСК» Дж. Роттера, адаптированный Е.Ф. Бажиным. Уровень психической напряженности перед ФЭПО измерялся с помощью измененной методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн «Самооценка человека по его жизненным конструктам».

Согласно нашему исследованию, одной из психологических особенностей ФЭПО является низкий уровень напряженности у 50% и средний уровень у 35% испытуемых. В то время как на традиционных экзаменах, проводимых в устной и письменной форме, большинство студентов испытывают средний и повышенный уровень психической напряженности. Такая разница в степени стресса объясняется, с одной стороны, особенностями мотивации студентов. Если учебный предмет относится к блоку общих и профессиональных дисциплин, то профессиональная направленность контроля знаний, обусловленная целевой подготовкой специалиста, способствует повышению мотивации познавательной деятельности студента (Басова Н.В., 1999) и уровня эмоциональной психической напряженности.

Федеральное тестирование же проводилось по дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного направления (философия, экономическая теория, высшая математика, концепция современного естествознания). Другими словами, в большинстве своем мотивация студентов на ФЭПО понижена: у них нет заинтересованности в высоких результатах. Ведь по правилам, данное испытание относится к контролю остаточных знаний и, скорее, больше проверяет работу преподавателей, чем студентов. Кроме того, на тестировании разрешено пользоваться вспомогательными средствами: учебниками, лекциями, конспектами, мобильными телефонами (студенты звонили знающим друзьям). В тех случаях, когда количество баллов, набранных на тестировании, влияло на отметку за семестровый экзамен, показатели психической напряженности были на среднем уровне.  

С другой стороны, показатели, полученные нами, подтверждают данные, представленные в научной литературе: тестовая форма контроля знаний учащихся способна снизить эмоциональное напряжение во время экзамена. Так, В.А. Доскин (1988) выявил, что при сдаче экзамена в традиционной форме у обучающихся проявлялось состояние большой тревоги, которое может приводить к дезорганизации деятельности. При тестовом экзамене отсутствовала выраженная тревога, и были значительно меньшие вегетативные сдвиги.

На Федеральном интернет-экзамене большая часть студентов завысили свои прогнозируемые отметки: желаемую, ожидаемую, отметку себе, исходя  из своего уровня знаний (таблица 1). В желаемой оценке отражены как социальная желательность, защитные механизмы студентов (выглядеть, быть лучше, чем есть). Ожидаемая оценка включает в себя отношения с преподавателем, уровень тревожности студента. Причем уровень притязаний представлен как в желаемой отметке, так и в ожидаемой. Пониженный уровень притязаний способствует понижению ожиданий в деятельности, что уменьшает ее результативность. Оценка себе – оценка своих знаний, самооценка.  

Табл.1. Количество студентов, завысивших прогнозируемые отметки по сравнению с реальными на Интернет-экзамене.

Желаемая отметка

Ожидаемая отметка

Отметка себе

90%

60%

63%

Данные, отраженные в таблице 1, могут свидетельствовать о необъективности, с точки зрения студентов, оценок преподавателей. В то же время, это следствие как отсутствия либо малого количества практики тестирования, так и специфики формы контроля (вопросы более определенные, требуют конкретных ответов). Также могут влиять высокие требования, предъявляемые при интернет-экзамене: единые задания по дисциплине для всех специальностей. В реальности же часто рабочая программа не совпадает полностью с федеральными компонентами, что отражается на итоговых отметках.

С помощью факторного анализа мы выявили личностные особенности студентов в двух группах: завысивших все прогнозируемые отметки и завысивших только желаемую отметку, остальные указаны правильно (таблица 2).

Табл. 2. Факторы, отражающие личностные особенности студентов, завысивших все прогнозируемые отметки и завысивших только желаемую отметку.

 

Все прогнозируемые отметки завышены

Завышена только желаемая отметка, остальные – адекватны.

Фактор 1

Коммуникабельность

Коммуникабельность

Фактор 2

Неуверенность в себе

Неуверенность в себе

Фактор 3

Интернальный локус контроля над значимыми событиями

Интернальный локус контроля над значимыми событиями

Фактор 4

Высокая нормативность поведения

Высокая способность к обучению

Фактор 5

 

Высокая эргичность

Таблица 2 показывает, что нет ярко выраженной разницы между лицами с реалистичным уровнем притязаний и нереалистичным (завышенным) уровнем: студенты в обеих группах коммуникабельны, чувствительны к расхождению между ожидаемым и реальным результатом деятельности, интерналы. Это можно объяснить тем, что обучение в высшей школе – это уже отбор сам по себе. Вуз готовит руководителей, поэтому результаты показали коммуникабельность студентов, высокий уровень локуса контроля над значимыми событиями. С другой стороны, неуверенность в себе, которая может быть как компенсаторным свойством (завышение оценок для внутренней уверенности), так и мотивирующим. Можно сказать, опираясь на данные Х. Хекхаузена (1986), что студенты с адекватными прогнозируемыми отметками, ориентированы на успех, а с завышенными отметками – ориентированы на избегание неудачи.

Л. Еремина (2007) указывает, что мотивация избегания неудач ведет к восприятию тестирования как тяжелого испытания с ожиданием негативного результата по сравнению с традиционным экзаменом, но результаты нашего исследования это не подтверждают. Из-за низкого уровня мотивации большинство студентов, судя по всему, несерьезно отнеслось к такой проверке знаний. Мотивация успеха способствует успеху, но при средней степени сложности заданий и при адекватной оценке своих возможностей. А любой тест должен содержать как легкие задания (для поддержания мотивации студентов), так и сложные (для выявления неосвоенных элементов образовательного стандарта – при условии соответствия требованиям программы).

 При этом люди с реалистическим уровнем притязаний и оценкой своих возможностей обладают высокой способностью к обучению и потребностью в освоении предметного мира. Проявляя социальную желательность и имея высокую самооценку и самоконтроль, они заинтересованы во внутренней психической жизни, требовательны к себе, настойчивы,  любят экспериментировать.

Таким образом, среди психологических особенностей Интернет-экзамена в сфере профессионального образования можно выделить: низкий и средний уровень психической напряженности и завышение прогнозируемых отметок большинством студентов.

Используемая литература:

1.      Бакай, Е.П. Дидактические средства мониторинга качества знаний студентов вуза (на примере дисциплины «Математика и информатика»): Автореферат дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2006. – 23с.

2.      Басова, Н.В. Педагога и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/Д. : Феникс, 1999. – 416с.

3.      Виленский, М.Я., Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 192с.

4.      Фейгенберг, И.М. Видеть – предвидеть  - действовать / И.М. Фейгенберг. – М. : Знание, 1986. – 160с.

5.      Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1 / Х. Хекхаузен. – М. : Педагогика, 1986. – 408с.

6.      Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. Громбаха С.М. – М. : Медицина, 1988. – 272с.  

7.      Соловьев, В., Курдюмов, Г., Кулагин, А. В поисках критериев эффективности преподавательского труда. // Высшее образование в России, 1997, #1. – С. 72 – 76.

8.      Евсигнеев А.Е.  Концепция развития тестовой технологии  контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования в России. - www.docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=article&dbid=ARTICLE_67874

9.      Еремина Л. ЕГЭ и традиционный экзамен. // Высшее образование в России. – 2007, #12. – С. 143 – 145. 

10.  Кисель Н.К., Медведева И.А. Информационные технологии в современной эдукологии университета. - charko.narod.ru/tekst/cb7/kis.html0

11.  Федеральный Интернет-экзамен в сфере высшего профессионального образования. – www.fepo.ru

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz