ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ.

 

Проведен психолого-педагогический анализ успеваемости студентов по высшей математике на экономическом факультете, в результате которого выявлены условия, способствующие улучшению уровня знаний и повышению уровня притязаний студентов.   

 

Высшая математика, по мнению студентов, является одним из самых сложных дисциплин на экономическом факультете. Около 60 % студентов этого факультета по результатам сессий имеют оценки по высшей математике ниже, чем по другим предметам. При этом на изучение данной дисциплины обучающиеся в среднем используют 82% (условно) своих интеллектуальных возможностей.

Контроль знаний позволяет соотнести результаты обучения с мотивами студентов, установить ценность полученных результатов, их значимость, их соответствие ожиданиям и интересам обучающихся. А исследование критериев восприятия преподавателя студентами важно как для управления процессом формирования взаимоотношений между преподавателями и студентами, так и для управления познавательной деятельностью обучающихся, развитием их интеллектуального и творческого потенциала. Поэтому в данной работе мы поставили задачу провести анализ успеваемости студентов по высшей математике на экономическом факультете.

В рамках исследования использовались психодиагностические методы и методы математической обработки данных. В процессе опроса студентов выявлялись следующие показатели:

-         изменение интереса к математике после изучения ее в течение трех семестров в вузе по сравнению со школой;

-         умственный потенциал студента, использованный при изучении высшей математики (условно);

-         положительные и отрицательные стороны процесса преподавания высшей математики;

-         желаемая оценка на экзамене по высшей математике;

-         ожидаемая оценка на экзамене по высшей математике;

-         оценка, которую студент поставил бы себе на экзамене, исходя из своего уровня знаний;

-         реальная оценка, полученная на экзамене по высшей математике;

-         школьный (ЕГЭ) и текущий рейтинг по математике. 

В нашем исследовании участвовали 147 студентов 2 курса экономического факультета ФГОУ ВПО ИжГСХА.

Использование рейтинговой оценки в ИжГСХА позволяет нам сопоставить входные данные (школьный балл ЕГЭ) с текущим рейтингом в вузе после трех семестров изучения высшей математики.

Рис.1. Распределение студентов по школьному рейтингу ЕГЭ и  текущему рейтингу в вузе.

 

 

Рисунок 1 показывает, что значительно повысился процент «отличников» и уменьшился процент «троечников» в вузе. В то же время   увеличился и процент двоечников по сравнению с показателями по ЕГЭ.

Статистическая обработка результатов показала нормальное распределение шкал школьного и вузовского рейтингов по критерию согласия Пирсона. Между этими шкалами получены значимые различия (t=6.1; p<0.01). Коэффициент корреляции Пирсона составил r=0.45 при уровне значимости p<0.01, что говорит о прямой зависимости указанных шкал. При этом коэффициент детерминации, равный 20%, указывает на то, что вузовский рейтинг лишь на 20% объясняется влиянием школьного рейтинга. Вследствие более высокого уровня требований в вузе по сравнению со школой произошло изменение распределения студентов по успеваемости.

Рис. 2.  Распределение студентов с количеством баллов ЕГЭ 66-85 баллов по группам успеваемости в вузе.

Рисунок 2 отображает,  что из числа студентов, имевших по школьному рейтингу оценку «4», 45 % студентов повысили оценку при обучении в вузе, 35 % студентов подтвердили свой уровень знаний, 11 % - понизили уровень знаний до оценки «3» и 9 % - до оценки «2». 

Рис. 3.  Распределение студентов с количеством баллов ЕГЭ 51-65  по группам успеваемости в вузе

Рисунок 3 выявляет, что 37% абитуриентов с оценкой «3» повысили свою успеваемость в вузе до оценок «4» и «5», а 31 %  - понизили успеваемость. Другими словами, только треть студентов из данной категории осталась с той же оценкой.

Рис. 4.  Распределение студентов с количеством баллов ЕГЭ меньше 50 по группам успеваемости в вузе

 

Пожалуй, самый неожиданный результат нашего исследования показал рисунок 4: из числа абитуриентов с оценкой «2» 19% студентов стали «ударниками». Такой успех, давшийся с трудом и воспринимаемый как заслуженный результат приложенных усилий, окрыляет.

Условия, способствовавшие данному улучшению уровня знаний: повышение интереса к предмету (что отметило 66 % опрашиваемых), мотивации учения, качество преподавания. Это подтверждают высказывания самих студентов: «Все объяснение материала доступно, на жизненных примерах»; «Понравились математический КВН, коллоквиум, строгие требования, расчетно-графические работы»; «Понравился профессионализм преподавателя, ее умение преподносить материал в систематичном виде».

Среди положительных моментов особо студенты выделяют консультации. Любопытно, что посещаемость консультаций «сильными» студентами резко возросла за последнее время. На наш взгляд, это произошло благодаря использованию рейтингового подхода. Все участники учебного процесса широко информируются о рейтинге каждого студента, что способствует повышению мотивации к обучению, состязательности, активизации амбиций субъекта учения.

Рейтинговый контроль позволяет отслеживать динамику работы студента, учитывая при этом ее напряженность и результативность, корректировать вероятные причины снижения успеваемости. Наряду с этим, студенты, плохо учившиеся, практически перестали посещать консультации. «Более слабые личности не все усваивали», - как пишут сами студенты.

Трудные, но посильные задачи и требования стимулируют, выявляя повышающийся уровень достижений, и повышают, соответственно, уровень притязаний, готовность браться за более трудные задачи, что, вероятно, и происходит со студентами, имеющими хорошую успеваемость. В то же время слишком легко давшийся успех может вызвать самоуспокоение и склонность полагаться на удачу. В процессе преподавания любой дисциплины необходимо установить ту планку трудности заданий для студента, выше которой мотивация уменьшается. Постановка сверхтрудных задач, вызывая неудачные попытки их разрешить, могут породить состояние, при котором все задачи становятся психологически более трудными. В результате задачи, которые посильны для данного студента, могут стать непосильными для него (Рубинштейн С.Л., 2000).

Среди факторов, влияющих на работоспособность студентов на занятиях, на их отношение к учебному предмету можно выделить следующие: тип взаимоотношений с преподавателем; восприятие и оценка преподавателем студента. Некоторые «слабые» студенты поднимают проблему отношения к ним со стороны преподавателя: «Плохое отношение преподавателя к слабым ученикам», «Соглашусь, что каких-то знаний не было, но это не значит, что надо неуважительно относиться к человеку».

В рамках мотивации учебной деятельности студентов формируются следующие показатели. Уровень притязаний, согласно Дж. Фрэнку, – это уровень действий с учетом прошлого опыта, которого человек хочет достичь. Другими словами, это оценка учебной ситуации с точки зрения расхождения между наличным и желаемым, а также формированием соответствующих экспектаций (ожиданий). В нашем исследовании это «оценка ожидаемая». «Оценка себе» отражает и уровень самооценки, оценку собственных возможностей. «Желаемая оценка» может выявлять как уровень социальной желательности, так и уровень притязаний. Таблица 1 представляет анализ разницы между реальной оценкой, полученной студентом на экзамене, и оценкой желаемой, ожидаемой, оценкой себе, которой он указал в анкете.

 

Табл.1. Количество человек, имеющих разницу в оценках.

Разница между оценками (в баллах)

Реальная и желаемая оценки

Реальная и ожидаемая оценки

Реальная оценка и оценка себе

-3

1%

1%

1%

-2

15%

5%

5%

-1

42%

31%

35%

0

39%

49%

46%

1

2%

13%

14%

2

0%

1%

0%

Рассматривая разницу между оценкой реальной и ожидаемой, получаем следующую картину. У 49 % опрашиваемых указанные оценки совпали. Это может говорить об адекватном уровне притязаний. Несколько завышенный уровень притязаний наблюдается у 31 % студентов, а несколько заниженный – у 13 %. В то же время, возможно, что неадекватные показатели по данной шкале могут быть причиной действия повышенного уровня психической напряженности.

42% студентов хотели получить оценку на балл выше реальной. Возможно, это связано с общими итогами сессии или с социальной желательностью. Судя по желаемым оценкам, большинство студентов мотивировано на успех. Для них характерно желание получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели. Как указывалось выше, возросло количество студентов с высоким уровнем успеваемости, посещающих консультации. Скорее всего, для них характерна именно мотивация на успех. Но есть в данной выборке и студенты, мотивированные на избегание неудачи. Как правило, это люди с низкими показателями успеваемости. Их явная цель – не добиться успеха, а избежать неудачи: просто сдать экзамен. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляющий неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. От экзамена он больше получает отрицательных эмоций. Такие люди часто имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистический уровень притязаний.

У 46 % студентов собственные оценки знаний совпали с мнением преподавателя. У 35% собственные оценки были выше на 1 балл. В целом по выборке оказалось, что реальная оценка на экзамене ниже прогнозируемых студентами оценок (таблица 2). Это может быть как показателем завышенных требований преподавателя, так и завышенной самооценки студентов. Для изучения самооценки студентов были проведены дополнительные психологические тесты, но их результаты здесь не представлены.

Табл. 2.  Средние значения разных видов экзаменационных оценок (по 5-балльной системе).

 

Школьная  оценка ЕГЭ

Оценка желаемая

Оценка ожидаемая

Оценка себе

Оценка по текущему рейтингу

Реальная оценка

Средние значения

3.4

4.3

3.9

3.9

3.6

3.6

В результате проведенного исследования выявлено, что, несмотря на высокий уровень требований преподавателя, экзаменационная оценка по высшей математике в среднем по выборке повысилась по сравнению с входными школьными данными. Этому способствует применение игровых технологий, активных методов обучения, актуализация и систематизация математических знаний. Возрастание интереса студентов к предмету вызвало повышение их уровня притязаний и самооценки.

Тем не менее, требует конструктивного решения проблема работы со «слабым» контингентом студентов.

Список использованной литературы:

  1. Прикладная психология в высшей школе / под ред. Пейсахова Н.М. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. – 270 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
Hosted by uCoz