Тревожность студентов на экзамене: сущность и проявление.

Считается, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления к действительности. Поэтому большое значение приобретает изучение этого состояния в практической деятельности человека с целью повышения его надежности в экстремальных условиях. Для студента наиболее часто встречающейся экстремальной ситуацией является сдача экзамена.

В литературе используется два основных значения тревоги. Одно из них – тревога как эмоция, основанная на оценке угрозы; эта оценка влечет за собой символические элементы, элементы антиципации и неопределенности. Возникновение тревоги происходит тогда, когда когнитивные системы затрудняют для личности полноценные отношения с внешним миром. Другими словами, особенностью тревоги является интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше величины объективной опасности. Тревожность зачастую носит «размытый», неопределенный характер, проецирована преимущественно в будущее. Состояние же стресса характерно для ситуаций, в которых субъект не избегает и не страшится угрозы, а активно преодолевает ее, прилагая усилия к достижению определенного уровня деятельности и контролируя свои эмоциональные реакции. Тревога может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек.

Как эмоциональная реакция на стресс тревожностфь существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие. Субъективно это состояние может описываться ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а физиологически – активацией автономной нервной системы. На некоторых студентов экзамены могут оказать значительное травмирующее воздействие на психику, вплоть до появления невротического расстройства. У лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания. Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния – в раннем опыте неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным. Исследователями выявлено, что основные причины страха у студентов перед низкими оценками на экзамене: у 38 % опрошенных – снижение самооценки; у 23 % - негативное влияние на будущей профессиональной карьере; у 11 % - страх реакции родителей и, соответственно, уменьшение материальной помощи; у 9 % - снижение или отмена стипендии; у 6 % - оценка товарищей.

Другое используемое значение тревожности – личностная черта - обозначает относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности человека испытывать это состояние. Лица с низким уровнем тревожности показывают лучшие результаты в ситуации стресса как при выполнении более легкой, так и более трудной деятельности.

У студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. Особенно это проявляется в ситуациях, несущих в себе угрозу для их самооценки, например, в межличностных отношениях, в которых оценивается их личностная адекватность (к коим относится и экзамен). По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности, завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них. В основе развивающегося по этой причине нервно-психического напряжения лежит непроизводительные энергетические расходы, чрезмерно повышающие «себестоимость» или «цену интеллектуального напряжения».

При этом предэкзаменационная тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена. Ее высокий уровень более точно предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной тревожности.

Повышенный уровень тревожности может оказывать и положительное влияние на деятельность в ситуациях контроля знаний. Так, высокий уровень интеллекта (согласно многофакторному личностному опроснику Кеттелла 16 PF) наряду с высоким уровнем личностной тревожности способствует проявлению высоких показателей успеваемости. У тех лиц, чья тревога перед экзаменом носит мобилизующий характер, все показатели вегетативной нервной системы приходят к норме буквально через несколько десятков минут после завершения экзамена независимо от степени удовлетворенности результатами. У тех же, чье эмоциональное напряжение не способствует (и даже препятствует) преодолению стресса, эти показатели не только не снижаются, но продолжают нарастать, причем тоже независимо от результатов экзамена и от удовлетворенности ими.

В тоже время после сдачи первого экзамена эмоциональное напряжение, как правило, значительно ослабевает, но не опускается до фоновых значений, так как студент знает, что сессия только началась, и ему еще предстоят испытания. Но тревожное ожидание следующего экзамена может быть еще выше при условии получения оценки ниже ожидаемой на первом экзамене.

На практике условно можно выделить 3 группы студентов: с повышенной тревожностью, проявляющейся наиболее ярко за сутки до экзамена; со средней степенью выраженности тревожности (непосредственно перед пугающим их событием); с пониженной тревожностью, проявляющейся только в случае реальной угрозы получения отрицательной оценки (попадается вопрос в билете, на который студент не знает ответа).

Подводя итог, хочется отметить, что психическое состояние тревожности является одним из основных показателей психологической готовности к действиям в стрессогенных ситуациях. Субъективные ощущения напряжения и опасения представляют собой основные черты тревоги как эмоционального состояния. Повышенный уровень личностной тревожности у студентов способствует увеличению напряженности на экзамене, что может стать препятствием проявления их компетентности.



Hosted by uCoz